Какая себестоимость бензина в россии

Содержание

Себестоимость бензина

На автозаправках продают топливо, которое стоит в несколько раз больше, чем стоимость исходного сырья. Каждый владелец транспортного средства, при новом подорожании задумывается о том, какова себестоимость бензина на самом деле. Это связано с тем, что цена топлива не сопоставима с доходом среднестатистической российской семьи.

Почему в России такой дорогой бензин? Разбираемся с ценообразованием

Цены на бензин — больная тема для российских автомобилистов. Постоянный рост цен на фоне добычи нефти смущает людей. Ещё больше в ступор вводят цены других стран, многие из которых экспортируют нефть. При этом не все понимают, как устроено ценообразование в этой отрасли, а оно действительно странное.

Журнал Reconomica изучает цены на бензин на российских заправках, подсчитывает прибыль продавцов и сравнивает стоимость нефтепродуктов в разных странах.

«Черное золото» оправдывает свое название. Как влияет на цены себестоимость бензина в России 2018 года

Евгений ПуртовЕвгений Пуртов – 17.09.18

Очередное посещение автозаправки привело к написанию этой статьи. Все больше россиян переходят на выбор личного авто, а потому заправки не пустеют даже поздним вечером. Вот и сегодня время, проведенное в очереди, не осталось зря потерянным. Темой обсуждения стало резкое подорожание топлива.

Надо признать, тема интересна и всегда актуальна. Вопрос о себестоимости особенно привлек мое внимание своей «загадочностью» – многие ее ругают, но как она влияет на реальную цену, мало кто задумывается. Предлагаю разобраться в этом вопросе прямо сейчас.

Себестоимость бензина: принципы ценообразования, примеры расчета

Автовладельцы обеспокоены ростом цен на бензин. В 2019 году стоимость, по прогнозам экспертов, может вырасти до рекордных значений. Водители интересуются, чем вызвано такое явление, из чего складывается себестоимость бензина. Чтобы глубже вникнуть в суть проблемы, нужно рассмотреть, из чего складывается ценник на автомобильное топливо, какими особенностями сопровождается этот процесс. Пример расчета себестоимости и пояснения экспертов будут рассмотрены далее.

Рыночная стоимость топлива: основные критерии и их характеристика

Стоимость литра бензина в нашей стране является одной из самых низких в Европе. Изменяется она несущественно и чаще всего в большую сторону. Казалось бы, для этого нет абсолютно никаких предпосылок, поскольку огромные объёмы добываемой нефти должны способствовать снижению цены для рядовых потребителей.

Однако формирование окончательной стоимости является сложным процессом, включающим в себя множество факторов и требующим учёта огромного количества информации. Главными критериями ценообразования по отношению к топливу являются следующие факторы:

  • себестоимость добычи;
  • транспортные расходы;
  • расходы на обслуживание и эксплуатацию магистралей;
  • рыночная стоимость нефти на международном рынке.

Формирование цен на бензин

Формирование цен на бензин

Именно эти 4 фактора являются определяющими и в наибольшей мере сказываются на отпускных ценах для рядовых потребителей внутри нашей страны.

Кроме того, существенную роль в этом процессе играют темпы экономического развития государства и его политическая стабильность. В последние годы Россия переживает экономический спад, что сказывается не только на благосостоянии её граждан, но и провоцирует рост цен на бензин. Из второстепенных факторов можно выделить сезонность и удалённость от нефтеперерабатывающих предприятий.

Себестоимость бензина в Российской Федерации является относительно небольшой, по сравнению с другими европейскими государствами, у которых нет своих сырьевых источников. Благодаря обширным запасам нефти, развитости добывающей отрасли и большому количеству скважин цена барреля сырой нефти в нашей стране является одной из самых низких в мире. Так почему же в России настолько дорогой бензин?

История и переход к реальным ценам

Думаю, многие заметили, что вопрос цены привлекает к себе внимание уже лет 20. Хотя, народ уже свыкся с мыслью о постоянном подорожании, и удивить его становится все сложнее. В этом году у нефтяников получилось даже слегка шокировать водителей. К слову, увеличение расходов ощутили не только водители. Для пешеходов проезд также подорожал.

Себестоимость бензина в 2018

А помните, как до 98 года стоимость российского топлива не превышала 6 рублей? Во многих городах литр бензина продавали и за 2 рубля. И выгодно продавали! Как же так получилось, что за 20 лет себестоимость осталась прежней, а вот стоимость выросла более чем в 10 раз?

Разумеется, развитие рынка никто не отменял и если в 98 году баррель нефти стоил 12 долларов, то сейчас ценник достигает 135. Справедливости ради важно упомянуть о том, что сырьевой рынок не одинок в росте прайса. За эти годы существенно изменилась стоимость на продукты и на одежду. Оно и понятно, рынок растет и развивается, тут все предсказуемо.

Однако, я не встречала информации, чтобы в нефтедобывающем государстве нефтепродукты шли по рыночным тарифам. Для примера можно взглянуть на Венесуэлу или ОАЭ. В этих странах не повышается стоимость на внутреннем рынке… Впрочем, все по порядку.

Маленькое утешение для любителей конкуренции: если сравнить средние цены по Европе, то у нас самая низкая стоимость за литр бензина. А теперь продолжим.

Ситуация на рынке

Себестоимость бензина в России складывается под воздействием многих факторов. Рост цен наблюдается уже на протяжении последних 20 лет. Отечественные водители уже свыклись с этим обстоятельством. Но в этом году даже их смогли шокировать нефтяные компании страны. Увеличение расходов на бензин увеличилось настолько, что это ощутили даже пешеходы. Проезд для них в общественном транспорте также подорожал.

Ситуация на рынке

Нужно отметить, что за последние 20 лет стоимость бензина значительно выросла. Но себестоимость производства топлива оставалась прежней. Развитие рынка добычи нефти привело к удорожанию барреля с 12 долларов в 1998 году до 135 долларов сегодня. Это объясняется ростом, развитием рынка.

Чтобы рассчитать себестоимость бензина в России, нужно вникнуть во все тонкости этого процесса. Многих наших соотечественников удивляет, почему в государстве, где добывается нефть, бензин для населения продается по рыночной стоимости. Так, например, в ОАЭ, Венесуэле на внутреннем рынке стоимость топлива не повышалась.

Конечно, стоимость российского бензина остается самой низкой в Европе. Но это не мешает поддерживать цену на топливо в стране на уровне рыночной. Этим наша страна кардинально отличается от той же Венесуэлы, где в начале 2018 года стоимость литра бензина составляла 0,02 доллара. В современных российских реалиях это кажется вымыслом. Как же рассчитывается себестоимость? Почему стоимость бензина в некоторых странах в десятки раз меньше, чем в России? В этом вопросе нужно разобраться подробнее.

Из чего складывается реальная себестоимость бензина в России на 2018 год?

По сути, сама нефть лишь на одну треть влияет на ценообразование. Основными факторами являются акцизы и налоги. Посмотрим в процентном соотношении (использованы данные за май 2018 года):

  • 38,1% – налог на добычу полезных ископаемых;
  • 19,16% – акцизы на топливо;
  • 16,54% – НДС и другие налоги.

В сумме получается 73,8% от платы за бензин уходит государству. Оставшаяся часть распределяется между топливными компаниями. И сюда включены все расходы, связанные с добычей нефти, ее переработкой и доставкой, а также содержание заправочных станций. По цифрам заметно, что не все автозаправки себя окупают, есть даже случаи работы в убыток!

И в результате сами компании незначительно влияют на итоговые цены, можно даже сказать – косвенно. А вот основным фактором становится налог на добычу полезных ископаемых.

Следующим можно выделить перспективы экспорта. Это уже вопрос внутренней экономики, поскольку нефтегазовые компании являются основным источником бюджета. Описать происходящее можно так: когда падает спрос на нефтепродукты, правительство компенсирует недостающую сумму дохода за счет увеличения акцизов. Результатом таких действий становится повышение розничных цен на бензин.

Как ни парадоксально, но в случае увеличения спроса на нефть, стоимость опять-таки растет. Когда компаниям выгодно экспортировать нефть, тарифы начинают расти, а «товар» для внутреннего рынка сокращается.

Неожиданным фактором ценообразования стал сезон отпусков. (Это мнение экспертов, не мое.) Летом спрос взлетает настолько, что компании не успевают производить бензин в необходимых количествах.

Те же эксперты уверены, что уже этим летом рост прайса приостановится. Весенний «ценовой марафон» объясняется искусственным сдерживанием тарифа на время перед выборами президента. В этот период компании работали почти в убыток и когда выборы закончились, началось активное восполнение убытков. Летом планировалось стабилизировать ситуацию за счет уменьшения акцизов на топливо.

Совокупная прибыль

Этот термин означает общую сумму прибыли, которую получат все участники цепочки производства бензина:

  • разведка месторождений и добыча нефти;
  • транспортировка;
  • переработка на НПЗ;
  • реализация на АЗС.

Каждое предприятие закладывает в конечную стоимость своего продукта прибыль, которая необходима для развития и модернизации. Прибыль является важным показателем эффективной работы каждого предприятия занятого в процессе изготовления бензина.

Эти совокупные затраты в себестоимости литра российского бензина занимают около 23,3 %.

Если разбить совокупную прибыль на четырех известных участников, то выходит, что каждый из них получит чистую прибыль 5-6 %.

Составляющие себестоимости

Как же рассчитывается себестоимость 1 литра бензина в России? Нужно рассмотреть эту процедуру в подробностях.

Составляющие себестоимости

Итак, все знают, что бензин производится из нефти. Для этого применяется 2 метода:

  • прямая перегонка;
  • крекинг (каталитический или термический).

Чтобы добыть нефть, нужно найти ее месторождение, провести геологические разработки. Только после этого проводится бурение. Затем добытое полезное ископаемое транспортируется на завод, где производится переработка. Дальше готовый бензин транспортируют на заправки.

Компания, которая изготовила топливо, должна заплатить ряд налогов и акцизов. Это тоже влияет на себестоимость литра бензина. Чтобы вывести стоимость литра бензина, нужно указать всю цепочку издержек производства:

1 литр бензина = себестоимость геологической разведки + транспортировка + переработка + расходы на розничную продажу + налог на прибыль + акцизный сбор + НДС + НДПИ + совокупная прибыль.

О каждом пункте нужно сказать подробнее. Геологические разведывательные работы проводятся в нашей стране в северных регионах. Здесь на протяжении почти всего года холодно. Также в таких районах нет развитой инфраструктуры. Чтобы добывать здесь нефть, нужно транспортировать на дальнее расстояние оборудование, строить длинные нефтепроводы. Также транспортировку осуществляют при помощи танкеров, цистерн и т. д. В среднем, себестоимость разведки и добычи нефти составляет 9,5-10% цены литра готового продукта.

Сколько стоит бензин в других странах

В США бензин продаётся в галлонах (3,7 литра). Совсем недавно в штате Кентукки была зафиксирована рекордная для страны цена — 99 центов за галлон. В пересчёте на рубли, выходит стоимость менее 20 рублей за литр.

Средняя цена в США составляет 2,14 долларов за галлон (0,57 доллара за литр). В каждом штате свои цены, в некоторых бензин стоит дороже, чем в России.

нефть

Цены на нефть влияют на экономику России.

Самые высокие цены в Гонконге — там литр бензина стоит более 2 долларов. В Нидерландах стоимость литра составляет 1,8 доллара, во многих европейских странах цены держатся на уровне 1,6 доллара за литр. Иран, Судан и Ангола продают бензин по ценам в районе 10-20 центов за литр.

Российский бензин и доллары

Конечно, цены на бензин в России тяжело переводить в доллары. Если средний класс (по словам Путина) зарабатывает в районе 200 долларов в месяц, то придётся забыть про бензин — 55 центов за литр сильно бьёт по карману. Зато сравнения с другими странами выглядят так, словно в России дешевый бензин.

Условно говоря, средняя зарплата в США составляет 3 900 долларов в месяц. В России она явно меньше 1000 долларов, зато бензин в России на пару центов дешевле.

Если показывать статистику без учёта зарплат, то российские цены будут более привлекательными. Это один из классических способов манипуляций с цифрами.

бензин в США

В США бензин продается галлонами.

Почему цены везде снижаются

Из-за эпидемии коронавируса снизилось мировое потребление нефтепродуктов. Это вызвано изоляцией людей и снижением туристических поездок. Следовательно, бензин расходуется меньше, стоимость нефти падает — в конечном счёте цены на разницу тоже снижаются. Многие эксперты считают, что этот процесс может надолго закрепить нефть на низком уровне, что негативно скажется на экономике России. Снизится ли стоимость бензина в России — сложная тема, хотя депутаты Госдумы уже поднимали этот вопрос.

Стоимость бензина в Европе

Цены на бензин в Европе 2017 год

Цены на бензин в Европе, 2017 год

На самом деле бензин в России по своей стоимости является одним из самых дешёвых в Европе. В этом нет ничего удивительного, поскольку большинство европейских стран и некоторые мировые державы покупают топливо именно у нас. Дабы компенсировать расходы на его приобретение каждое из государств-покупателей вводит свои пошлины и дополнительные надбавки, которые повышают его цену в 2-3 раза.

Однако даже подобная ценовая политика не делает бензин в Германии или Норвегии слишком дорогим для рядовых потребителей. Хотя по российским меркам она достигает 120-150 рублей за 1 литр.

Среднестатистический гражданин Евросоюза выкладывает за топливо не более 1-2% от своего месячного заработка. Так почему же в России бензин дороже, чем в странах ЕС, которые покупают его у нас?

Ответ на это вопрос довольно прост и заключается в уровне жизни людей. Так, средняя зарплата европейца составляет 2000-3000 евро в месяц. В это же самое время доходы среднестатистического россиянина едва ли достигают 450-520 евро за аналогичный период. Благодаря высоким зарплатам ежемесячная стоимость топлива для европейца составляет всего 250-350 евро.

В переводе на наши деньги подобная сумма выглядит более чем внушительно. При этом цена бензина в России без дополнительных надбавок и пошлин, которые вводятся в странах ЕС, составляет всего 0,6 евро за литр.

График цен на бензин в странах Европы

График цен на бензин в странах Европы

Сравнительный рейтинг европейских государств выглядит следующим образом:

Название страны Среднемесячный доход, евро Стоимость литра бензина А-95, евро Ежедневный доход, евро
Португалия 1160 1,55 38,6
Испания 2085 1,21 69,5
Англия 2350 1,28 78,33
Италия 2560 1,65 85,33
Польша 1075 1,06 35,83
Швеция 4700 1,5 156,67
Норвегия 3530 1,74 117,67
Греция 1095 1,5 36,33
Бельгия 3260 1,42 108,67
Швейцария 5035 1,26 167,83
Исландия 5360 1,56 178,67
Украина 380 0,75 12,67
Россия 480 0,6 16

Как видим из приведенной выше таблицы, в 2021 году уровень доходов граждан РФ оставляет желать лучшего. Исходя из этого даже минимальные цены на бензин среди всех европейских стран для большинства россиян являются неподъёмными.

Никакие другие критерии такие, как марка бензина, производители или территориальное расположение перерабатывающих предприятий, не способны существенно повлиять на розничные цены. Определяющим фактором для рядовых граждан служит именно уровень развития экономики, размер доходов граждан и стоимость нефти на мировом рынке.

Анализ цен на бензин в разных странах мира – на видео.


Самый дорогой бензин среди всех государств Европы – в Норвегии. Однако благодаря высоким темпам экономического развития и стабильным доходам граждан, цена в 1,74 евро за литр практически не заметна для бюджета среднестатистической норвежской семьи.

Налоги на бензин

Наибольшую часть в цене бензина занимает налог взимаемый государством. Эта часть состоит из нескольких:

  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере — 16,9 %.
  • Ставка акцизов на нефтепродукты — 12 %.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) в размере — 15,3 %.
  • Налоги на прибыль, которые берут с оплаты труда и других — 4,8 %.

Эти налоги оплачивают добывающие и перерабатывающие предприятия. Соответственно они заложены в цене для конечного потребителя. Проценты указанных налогов ориентировочны, поскольку их соотношение и розничная цена бензина не является постоянной величиной и меняется по нескольку раз в год.

Пустой карман

Общий процент налоговой нагрузки в стоимости составляет около 49 %.

Внутренний рынок топлива РФ: цены в регионах и особенности их формирования

Производство топлива состоит из множества процессов, позволяющих не только очистить сырую нефть от различных примесей, но и получить отличное топливо. Качество бензина характеризуется размером октанового числа. В зависимости от его величины, готовая продукция подразделяется на марки, наиболее популярными из которых служат А-98, А-95 и А-92.

Цены на бензин в разных городах России

Цены на бензин в разных городах России

В зависимости от размера октанового числа изменяется стоимость топлива, что является вполне логичным процессом. Как правило, его средняя цена определяется по марке А-95, которая является наиболее востребованной на топливном рынке.

В целом, диапазон цен на бензин в России имеет существенный разброс. При этом основной вектор цен остается неизменным в рамках всей страны. Однако по регионам он может колебаться в пределах 3-5 рублей в обе стороны.

Подобные изменения обусловлены множеством различных факторов, но наибольшую роль в увеличении стоимости топлива в регионах играет транспортная составляющая.

Удаленность от производства способствует повышению розничной цены цен на топливо. Также определённую роль в этом процессе играет покупательский спрос, который способствует созданию дефицита, и конкретный производитель.

Таблица: цены на бензин во всех регионах Российской Федерации (выражено в российских рублях)

От чего зависят средние розничные цены?

Себестоимость бензина в 2018 году

При изучении ценообразования было бы глупо не заметить расходы для осуществления розничной продажи. А именно, содержание автозаправок. Ведь это, по-хорошему, тоже отдельная статья расходов:

  • Для начала необходимо найти место, что особенно проблемно в городах, не говоря о расценках на землю;
  • Затем необходимо установить саму станцию и оборудовать ее согласно всем правилам безопасности и не только;
  • Следующим пунктом будет транспортировка. Автоматически поднимается ответ на вопрос разбега в ценах среди городов, а точнее – чем дальше от НПЗ находится заправка, тем больше расходы на доставку и, соответственно, больше наценка;
  • Зарплаты персоналу. Вы видели кого-нибудь, работающего за «спасибо»? (и речь не о волонтерах). Каждому сотруднику заправочной станции необходимо платить зарплату и все соответствующие отчисления.

А теперь вспомните, сколько заправок только в вашем городе? А в соседнем? А сколько городов с такими станциями на территории всей России? Согласитесь, расход внушительный.

Только вот все эти расходы на розницу составляют всего 11% итоговой себестоимости…

Даже по средним подсчетам чистая прибыль за литр бензина, без учета налогов и прочих доходов получается более 9 000 рублей.

В чем отличие России от Венесуэлы или ОАЭ?

На сегодняшний день в России признано две основные проблемы:

  1. Тариф внутри РФ равен мировому рынку. Вот теперь мы подробнее рассмотрим отличие нашего государства от других нефтедобывающих стран.

Наиболее известный пример – Венесуэла. Прайсы этой страны скоро войдут в притчи автовладельцев, которые рассказывают ну просто немыслимые новости – ужасно, катастрофические низкие цены на бензин (0,02$ на начало 2018 года). Для наших водителей это действительно больше похоже на вымысел. И даже в случае реального подорожания тарифа в десятки раз это государство останется лидером своих позиций… Логичный вопрос – что же там у них с этой себестоимостью, раз они ставят такие ценники?

Себестоимость бензина 2018

Во-первых, Венесуэла сама добывает нефть и является крупнейшим в мире экспортером. Не впечатляет? Тогда второе – субсидии государства. Другими словами, страна оказывает финансовую поддержку в размере 12 миллионов долларов на топливо, приобретаемое внутри страны. Вот что делает стоимость такой незаметной для автовладельцев (причем незаметной в прямом смысле: не так давно упоминалось, что бутылка воды там дороже литра бензина).

И третье, цена на бензин в Венесуэле стабильна вот уже 17 лет.

Единственная ложка дегтя – нестабильная экономическая ситуация государства может спровоцировать постепенное подорожание.

  1. А вот пункт, который мы так любим обсуждать. Неравнодушие государства к добывающим компаниям и налоги.

Налоги можно бы смело выделить в отдельную статью, их количество все сложнее описывать. Выделим только то, что касается нас. Как потребители, мы оплачиваем почти 60% налога от стоимости продаваемого топлива, в то время как нефтедобывающие компании ограничиваются 20-30% налогом. В других странах (ОАЭ, Венесуэла) такой налог насчитывает около 70%. Вот и основное отличие, объясняющее высоту отечественного ценника.

Налоги

Налог на прибыль

По официальным данным 49% себестоимости производства бензина составляют налоги. Каждое предприятие, занятое в процессе изготовления бензина, платит сборы, которые составляют следующее количество от цены:

  • Налог на прибыль – 4,8%.
  • Акциз – 12%.
  • НДС – 15,3%.
  • НДПИ – 16,9%.

По сути, стоимость нефти только на 1/3 влияет на себестоимость литра бензина в России. Основу цены составляют налоги. Причем 49% – это минимальное их количество. В зависимости от технологии производства и прочих нюансов этот показатель может быть выше. По некоторым данным, налоги достигают 73-74% от общего количества цены. Они могут распределяться так:

  • НДПИ – 38,1%.
  • Акциз – 19,16%.
  • НДС – 16,54%.

На сегодняшний день в отрасли сложилась ситуация, когда заправочные станции не могут окупить себя. В 2018 году число убыточных АЗС возросло. Но сами копании, которые занимаются добычей, переработкой и транспортировкой нефти гораздо меньше влияют на цену литра топлива. Такую высокую стоимость объясняют налоги.

Также на это влияют определенные аспекты экспортной политики в отрасли. Основным источником бюджета являются нефтегазовые компании. Если спрос на топливо и прочие продукты нефтепереработки падает, правительство проводит политику компенсации недостающей суммы. Для этого увеличиваются акцизы. В результате растет розничная стоимость бензина.

Но стоит отметить и обратное. Если спрос начинает расти, как ни парадоксально, но цена тоже увеличивается. Компании становится выгодно экспортировать нефть, поэтому тарифы на внутреннем рынке начинают расти. Количество товара сокращается.

Почему в Венесуэле бензин дешевле?

Рассматривая, какая себестоимость бензина в нашей стране, резонно возникает вопрос о столь низкой стоимости топлива на внутреннем рынке Венесуэлы. Почему здесь цена неправдоподобно низкая?

Почему в Венесуэле бензин дешевле?

Стоит отметить, что Венесуэла является крупнейшим в мире экспортером нефти. Но главной причиной низкой себестоимости является наличие субсидий государства. Государство оказывает поддержку нефтедобывающим компаниям, которая составляет около 12 млн долларов. Эти средства направляются на оплату топлива, которое приобретается внутри страны. Поэтому литр бензина в Венесуэле стоит дешевле литра воды.

Стоимость топлива в Венесуэле стабильна на протяжении последних 17 лет. Постепенное подорожание может спровоцировать здесь только нестабильность экономики.

Если же рассматривать себестоимость 95 бензина в России, можно отметить, что около 60% налогов от его стоимости оплачивает потребитель. При этом сумма сборов, которая взимается с нефтеперерабатывающего предприятия, составляет 20-30%.

В таких странах, как ОАЭ и Венесуэла поддержка оказывается именно покупателю. Для этого выделяются средства из госбюджета. При этом нефтеперерабатывающие и нефтедобывающие компании оплачивают 70% такого налога. В этом заключается разница подобного ценообразования. В России предусмотрена поддержка для производителей. Но при этом внутренний спрос государство не стимулирует.

Парадокс рынка

Как упоминалось выше, в России средние розничные цены на топливо значительно ниже, чем в странах Европы. Страны закупают нефть у нас, добавляют свои налоги и наценки, и в итоге цена на бензин, дизель, керосин и прочие химические объекты возрастает в 2-3 раза. И тут все логично, в чем же тогда парадокс?

В том, что наличие нефтедобывающих и перерабатывающих заводов внутри страны не снижает цены, а наоборот, держит на уровне мирового рынка. И в таких «равных» условиях, даже при наценке, для жителей Европы не возникает особых затрат на топливо, чего не скажешь о соотечественниках. Но это уже вопрос среднемесячной зарплаты.

Для граждан Евросоюза расходы на автозаправку не превышают и 2% от среднего заработка. Не будем сегодня заострять внимание на уровне дохода россиян, думаю, что причина вышеуказанных отличий очевидна.

Совсем недавно Игорь Сечин, он же Глава «Роснефти», определил затраты для добычи нефти на месторождениях компании суммой, менее 3$ за баррель. Словно подтверждая его слова, бывший замминистра энергетики Кирилл Молодцов оценил себестоимость в 2 доллара.

А если работа относится к трудноизвлекаемым запасам – 20 долларов. Казалось бы, затраты РФ на разведку и добычу сырья вполне умеренны, но на внутреннем рынке наблюдается непрерывное повышение стоимости бензина в стране.

И, наконец-то, это привлекло внимание Минфина. Согласно статистическим данным Росстата, начиная с января, цены выросли на 3,4% на бензин и 4,2% на дизтопливо. Таким образом, можно подсчитать, что тариф в этом году растет значительно быстрее, что не могло не вызвать недовольство граждан.

В результате происходящего, правительство решилось на неожиданный шаг – вместо привычного увеличения акцизов, их решили уменьшить на 3000 рублей за тонну бензина. Хотя, не стоит надеяться, что заправки снизят стоимость, но все же появляется возможность увидеть стабильность нынешних цен.

Цены на автозаправке перестанут так быстро расти

На данный момент можно смело сказать, что большинство выводов, сделанных аналитиками в 2017 году, сбылось. Это и резкое увеличение тарифа, и изменение ценовой политики для стабилизации рынка (уменьшение акцизов).

И хотя нам интересны более точные прогнозы, профильные специалисты стараются воздержаться от точных определений, чтобы не повлиять каким-либо образом на стоимость. Официальная позиция была отмечена сотрудником ФАС Анатолием Голомолзиным (заместитель руководителя): «Высказывания в СМИ прогнозов о росте цен могут спровоцировать неестественный ажиотаж на бензин, что приведет к искусственному увеличению стоимости».

Вывод

Объективно, нынешняя ситуация является результатом искусственного удержания цен на одной планке в течение президентской предвыборной компании. Ведь после выборов все нефтяные компании постарались возместить свои убытки и подвести к соответствующим ценам.

Так что вполне возможно, что при постепенном повышении сегодняшние цены не вызвали бы удивления. Если снова вспомнить Венесуэлу, то после 20-ти летней стабильности финансовый кризис вынудил государство увеличить прайс почти в 60 раз. Ощутимо?

К каким итогам можно подвести? На сегодняшний день федеральный бюджет на половину состоит из доходов, получаемых от нефтегазовых компаний. Топливо на внутреннем рынке в 20 раз превышает номинальную цену. Компании отдают около 20% дохода государству и продают бензин за 50 рублей литр (при себестоимости 2-3 рубля).

Следовательно, основные успехи получены за счет постоянного увеличения стоимости нефти. Интересно, каковы были бы возможности федерального бюджета, если бы в казну уходило по 50-70% (как это происходит в других странах)?

Ну что ж, статья получилась объемной, понимаю, что вы уже устали, и благодарю за уделенное время. Надеюсь, мне удалось ответить на наболевшие вопросы.

Сравнение с рынком США

Себестоимость литра бензина на рынке США формируется по иным законам. Стоимость топлива этой стране близка к уровню нашей страны, но зарплаты здесь выше. Это объясняется рядом причин. Стоит отметить, что в этой стране практически не применяется метод прямой перегонки. Применяя новые, более совершенные технологии, удается получить в 3 раза больше бензина в процессе обработки единицы сырья.

Сравнение с рынком США

Налог на бензин в США составляет 30-40%, что не сравнимо с нашим уровнем 50-65% или даже выше.

Стоимость здесь также зависит от города. Но в целом покупатели приобретают бензин довольно часто в местечковых АЗС. В крупных городах их заметно меньше. Это позволяет снизить стоимость покупки или аренды участка для строительства заправки. Яркая реклама привлекает покупателей. Они заправляют свои авто преимущественно в таких торговых точках.

Чтобы стабилизировать ситуацию в нашей стране, правительство было вынуждено снизить сумму акциза. Это не привело к снижению розничных цен. Но их рост все же был приостановлен. Так, в период выборов рост цен был искусственно приостановлен. Это привело к тому, что многие заправки стали работать в убыток. Как только выборы прошли, подобные организации были вынуждены поднять стоимость, так как теперь они должны были компенсировать свои затраты.

Теперешнее устройство системы ценообразования

Себестоимость бензина включает в себя, как и прежде, налог. Нефтеперерабатывающие компании его уплачивают дважды. Сначала нужно заплатить за каждую тонну сырья по фиксированной ставке налога на добычу полезных ископаемых. Дальше подавляющее большинство компаний экспортируют нефть в страны Европы. Поэтому они платят еще и экспортную пошлину. При транспортировке нефти она составляет 30%.

Теперешнее устройство системы ценообразования

Продавать сырье в страны Европы выгодно, так как здесь готовы платить больше, чем потребители на внутреннем рынке. В России продается ровно столько топлива, сколько нужно, чтобы обеспечить минимальную потребность в этом продукте. Неизменно в приоритете остается внешний рынок. Причем сюда экспортируют как нефть, так и готовое топливо. Стоимость бензина, который поставляется в Европу, составляет 7-9 тыс. руб. На внутреннем рынке цена меньше.

Стоит отметить, что порой рост цен формируется в силу естественных причин. Например, при снижении поставок топлива на внутренний рынок возникает его дефицит. Это дает право продавцам повышать стоимость.

Налоговый маневр

Рассматривая, как формируется себестоимость бензина, можно понять сложность ситуации, сложившейся в стране. Чтобы нормализовать ситуацию на внутреннем рынке, планируется провести так называемый налоговый маневр. В период с 2019 по 2024 гг. постепенно, в несколько этапов будут отменены пошлины на экспорт нефти. При этом будет повышаться НДПИ. Это позволит убрать такое негативное явление, как двойное налогообложение. Производители будут перечислять в бюджет единый сбор с добытого сырья.

Такой подход позволит получать единый налог, управляя входящими потоками. Те продукты, которые нефтяники транспортируют на внутренний рынок, будут субсидироваться. Постепенно процесс оптимизации в нефтяной отрасли был начат еще в 2015 году. В это время был увеличен НДПИ. Однако теперь требуется логически завершить преобразования, что и планируется сделать в ближайшие 5 лет.

Теперь для управления и распределения потоков в отрасли нефтепереработки станет «плавающий акциз». Он должен компенсировать разницу между экспортными и внутренними ценами. На сегодняшний момент разница между ними значительная. Она составляет около 8 тыс. руб. за тонну сырья.

Предложенная схема способна компенсировать разницу только в 3 тыс. руб. Предлагается компенсировать только до 1,5 тыс. руб. стоимости. Если такая же разница в ценах сохранится, производителям будет невыгодно поставлять продукцию на внутренний рынок.

Акциз

Большую часть себестоимости бензина составляет акциз. Так как рост цен нужно было экстренно приостановить, этот налог был временно снижен. Эта ситуация сохранится только до конца 2018 года. Далее планируется новое повышение акцизов. Это приведет к дальнейшему росту цен на бензин. Однако в правительстве утверждают, что стоимость останется прежней. При этом нефтеперерабатывающие производства будут обязаны оставить цену на уровне 2018 года.

За неповиновение планируется поднять экспортную пошлину до 90%, несмотря на разработанную программу ее отмены к концу 2024 года. Поэтому в условиях полной неопределенности «заморозить» цены на прежнем уровне становится практически невыполнимой задачей. Можно ожидать только роста стоимости топлива на внутреннем рынке.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий