Кроссовер для акустики зачем

Содержание

Аудио кроссоверы

Каждый современный динамик довольно ограничен в своих возможностях, так как не способен воспроизвести весь спектр звуковых частот. Его эффективная работа определена определенным диапазоном воспроизводимых частот, причем ширина этого диапазона довольно небольшая. Ограничения по частоте связаны с резонансной частотой подвижной системы его конструкции (верхняя граница) и механическими свойствами диффузора, такими как масса и жесткость (нижняя граница). Звук, выходящий за пределы частотного диапазона динамика, искажается, либо существенно снижается звуковое давление. Напомним, что человеческое ухо воспринимает звуковые сигналы частотой 20 -20 000 Гц, это довольно широкий диапазон и он точно шире диапазона, который может выдавать любой динамик. Выход есть: использовать несколько динамиков! Гениально, правда? Осталось только разделить весь диапазон звукового сигнала на диапазоны для отдельных динамиков, входящих в акустическую систему. И в этом нам помогают кроссоверы звука.

Кроссовер BEHRINGER CX2310 V2.jpg

Что такое кроссовер звука? Это встроенное или отдельное устройство, призванное разделять звук на частотные диапазоны для определенных типов динамиков. Это своего рода фильтр, который отсекает ненужные частоты, пропуская только определенный диапазон. Дело в том, что конструкция динамиков предполагает их работу на определенной частоте, иначе звуковая картина портится, либо динамики просто могут выйти из строя. Например, твитер рассчитан на воспроизведение высоких частот и подача сигнала низкой частоты, да и еще и высокой мощности может привести к тому, что динамик просто «сгорит». Поэтому следуем простому правилу: на высокочастотные динамики подаем высокие частоты, на низкочастотные -низкие, а на среднечастотные (мидвуферы) – средние. Всё просто, не так ли? Осталось только разделить входной сигнал по соответствующим частотным диапазонам. Этим и занимается кроссовер.

Кроссовер представляет собой пару электрических фильтров, обрезающих «лишние» частоты. Поэтому основной характеристикой фильтра является частота среза – это минимальная частота пропускаемого сигнала, частоты ниже будут фильтром срезаны. Например, частота среза двухполосного кроссовера 1000 Гц означает, что один фильтр кроссовера (high-pass фильтр) пропускает только частоты выше 1000 Гц, остальные срезает, другой фильтр (low-pass) наоборот, пропускает частоты ниже 1000 Гц, срезая высокие. Трехполосные кроссоверы имеют еще и среднечастотный фильтр (band-pass), пропускающий только средний диапазон частот.

На графике частоты среза кроссовера можно определить как точки пересечения двух или трех кривых.

Графики.jpg

Что такое кроссовер для акустики

Для опытного человека установка акустической системы – это простое занятие. Но для новичка здесь все сложно. Чтобы правильно установить акустику необходимо знать, какие элементы и зачем они нужны. Одним из таких элементов является кроссовер для акустики.

Для чего нужны кроссоверы в компонентной акустике?

Акустика

Устанавливая современную стереосистему в транспортное средство, владельцу необходимо правильно выбрать кроссовер. Сделать это несложно, если предварительно ознакомиться с тем, что он из себя представляет, для чего предназначен, и в составе какой акустической системы он будет работать.

Что необходимо знать при выборе автомобильной акустики

Акустика

Выбор акустики для автомобиля – это далеко не простое задание, так как для этого требуется хотя бы фундаментальные знания с теории автозвука. Кроме того, в любом случае нужен опыт инсталляции и настройки оборудования, потому что после небрежной установки владелец акустики может столкнуться с фонами, некачественным звуком и прочими проблемами.

Покупка дорогой акустики еще не является панацеей от будущих неполадок со звуком. Полноценное функционирование акустических систем возможно только в том случае, если они были инсталлированы профессионально. Таким образом, можно сделать вывод, что правильность настройки и установки АС является более важной, чем её стоимость. В данной статье мы ответим какую акустику выбрать, и на что обратить внимание при покупке акустических компонентов.

Выбираем автомобильную акустику

Кроссовер – что это такое?

Что такое – кроссовер? Вы слышали такое слово? По другому – это разделительный фильтр звуковых частот. Простыми словами, это устройство, которое распределяет низкочастотный и высокочастотный сигналы на разные динамики. Обсудим.

Автомобильные аудио кроссоверы: что это такое и нужны ли они вам?

03.10.2018 Кроссовер: простое строение, важные функцииКроссовер: простое строение, важные функции

Чтобы понять, нуждаетесь ли вы в кросовере, важно сначала понять некоторые основные принципы, лежащие в основе использования автомобильного аудио кроссовера. Кроссоверы (аудиопереходы) – это тип электронных схем фильтров, используемых в различных аудиоприложениях. Предназначены они для разделения аудиосигнала на два или более частотных диапазонов. Разделение необходимо, чтобы сигналы могли быть отправлены драйверам, которые предназначены для разных частотных диапазонов.

Как правильно подключить кроссоверы к колонкам

Важным компонентом в любой качественной системе акустики для транспортных средств является кроссовер, поэтому нужно уметь не только правильно его выбрать, но и знать, как подключить кроссоверы к колонкам. Без этих знаний звучание музыки в транспортном средстве будет далеко от идеала, что для многих равняется испорченным поездкам.

Кроссоверы акустические автомобильные: виды, назначение, советы по выбору

Акустические кроссоверы — это электронные устройства, которые принимают один входной сигнал и создают два или три выходных, состоящих из разделенных полос высоких, средних и низких частот. Различные диапазоны подают разные громкоговорители или «драйверы» в звуковой системе: вуферы и сабвуферы. Без кроссовера возникает беспорядочный пробой звука. В них фильтр верхних частот блокирует минимумы, но передает высокочастотные ноты на твитер, в то время как фильтр нижних частот блокирует максимумы и пропускает низкочастотные ноты на сабвуфер.

Порядок чувствительности кроссоверов

Порядок чувствительности – это одна из основных характеристик кроссовера, показывающая как относится интенсивность выходного сигнала кроссовера (выраженная в Дб (dB)) к частоте входного сигнала при постоянной интенсивности входного сигнала. Чувствительность или крутизна среза характеризуется отношением dB/octave и она всегда кратна 6. Так кроссовер первого порядка имеет чувствительность 6 dB/octave, второго – 12 dB/octave, третьего – 18 dB/octave, четвертого – 24 dB/octave. Что это означает? Рассмотрим на примере.

Например low-pass фильтр третьего порядка с частотой среза 100 Гц срезает частоты выше 100 Гц, и срезание это будет по следующей схеме: частоты выше 100 Гц потеряют на выходе из фильтра свою интенсивность кратно 18 dB в зависимости от октавы, в которую они входят. Таким образом, частота 200 Гц (первая октава выше частоты среза) потеряет свою интенсивность на 18 Дб, интенсивность частоты в 400 Гц (вторая октава) упадет 36 Гц, а третья октава (800 Гц) ослабеет на 54 Дб и т.д. Менее чувствительный low-pass фильтр первого порядка будет делать то же самое, только ненужные октавы будут ослабевать не на 18 Дб, а на 6 Дб в зависимости от октавы.

Таким образом, фильтры в кроссовере не сразу срезают ненужные частоты, а постепенно с разной чувствительностью в зависимости от своего порядка.

Таблица.jpg

Кроссоверы четвертого порядка практически не применяются на практике. Конструкция кроссовера четвертого порядка была усовершенствованна Линквицем и Рили, которые соединили последовательно два кроссовера Баттерворта второго порядка для твитера, и то же самое для басового динамика. Кроссовер Линквица-Рили не имеет фазовых сдвигов и позволяет проводить временную коррекцию для динамиков, не работающих в одной физической плоскости. Данные кроссоверы имеют самые лучшие акустические характеристики.

Функциональная направленность

Кроссовер – это оборудование, которое является элементом акустической системы. Основной ролью является распределение необходимого интервала частот для установленного динамика. Акустика произведена только под поставленный диапазон частот. Поэтому если сигнал передаётся в колонки за пределами этого диапазона, то звук искажается.

кроссовер для акустики

Например, если передать на приемник низкую частоту, то звук исказится. Если частота будет очень высокой, то это грозит и искривленным звуком, и сломанной аппаратурой, потому что она не способна перенести такой уровень.

Для исполнения высокочастотных звуков используют динамики, которые могут их передавать. Акустические системы, передающие низкие частоты, действуют отдельно. Лучше, если эти динамики будут размещаться в машине отдельно друг от друга. Среднечастотные звуки подаются на динамики со среднечастотным звучанием.

Музыка будет звучать качественно, когда звук передается строго в определённый динамик. Эту работу выполняет кроссовер для акустики.

Компонентная система звука

Кроссоверы акустические автомобильные

Кроссоверные «сети» коаксиальных многодиапазонных автомобильных динамиков обычно встроены в колонки и состоят из небольших электрических компонентов, таких как катушки или конденсаторы. Кроссоверы для трехполосных систем, в которых используются твитеры, драйверы среднего уровня и сабвуферы, включают, помимо фильтров с высоким и низким пропусканием, фильтры «полосы пропускания», воспроизводят частоты между двумя точками, используя как высокочастотный, так и низкочастотный в той же сети. Для этого может быть драйвер среднего диапазона только от 100 Гц до 2500 Гц.

Существует два основных вида акустических кроссоверов: активный и пассивный. Пассивные не нуждаются в мощности для фильтрации сигнала. Активные требуют подключения к электросети и заземлению, но дают гораздо большую гибкость и точный контроль над пользовательской музыкой.

Конструкция

Выглядит он просто, состоит из 2 фильтров, работающих по схеме. Если частота распределения составляет 1000 Гц, то один из фильтров начнет отбирать частоты меньше такого значения. Другой же, наоборот, распределяет их больше 1000 Гц. Названия этих фильтров следующие:

  1. Лоу-пасс. Функционирует с низкими показателями (до 1000 Гц).
  2. Хай-пасс. Функционирует с высокими показателями (больше 1000 Гц).

Это схема функционирования двухполосного кроссовера. На рынке акустики встречаются трехполосные. Они имеют в составе еще дополнительный фильтр, который распределяет частоты среднего значения (диапазон 600-1000 Гц).

Чем выше число распределения частоты звука и передача их на динамики определенного назначения, тем лучше звучание в автомобиле.

Отличия между активными и пассивными кроссоверами

Начнём сравнение с пассивного кросовера. Из практики известно, что пассивный кроссовер является самой распространенной и чаще всего встречающейся на рынке разновидностью. Исходя из названия, можно понять, что пассивным не требуется дополнительное питание. Соответственно, владельцу транспортного средства проще и быстрее установить аппаратуру в своей машине. Но, к сожалению, быстрота не всегда гарантирует качество.

Из-за пассивного принципа схемы системе требуется забирать часть энергии из фильтра на обеспечение его работы. При этом реактивным элементам свойственно изменять сдвиг по фазе. Конечно, это не самый серьезный недостаток, но владелец не сможет тонко корректировать частоты.

Избавиться от этого недостатка позволяют активные кроссоверы. Дело в том, что, хотя и устроены они куда сложнее пассивных, но в них поток аудио фильтруется значительно лучше. Благодаря наличию не только катушек и емкостей, но и дополнительных полупроводниковых элементов, разработчикам удалось значительно уменьшить размеры устройства.

Они редко встречаются в качестве отдельной аппаратуры, но в любом автомобильном усилителе, как составная часть присутствует активный фильтр. Из-за пассивного принципа схемы системе требуется забирать часть энергии из фильтра на обеспечение его работы. При этом реактивным элементам свойственно изменять сдвиг по фазе. Конечно, это не самый серьезный недостаток, но владелец не сможет тонко корректировать частоты.

Избавиться от этого недостатка позволяют активные кроссоверы. Дело в том, что, хотя и устроены они куда сложнее пассивных, но в них поток аудио фильтруется значительно лучше. Благодаря наличию не только катушек и емкостей, но и дополнительных полупроводниковых элементов, разработчикам удалось значительно уменьшить размеры устройства.

Они редко встречаются в качестве отдельной аппаратуры, но в любом автомобильном усилителе, как составная часть присутствует активный фильтр.

Активная аудиосистема

Кроссовер акустический активный

Звуковая система называется «активной», когда каждый драйвер, твитер, низкочастотный динамик имеет собственный канал усиления. Это значительно увеличивает доступную мощность, динамический диапазон и управление тональной характеристикой системы по всему спектру аудио. Кроссовер акустический активный подключается между приемником и усилителем и отсекает ненужные частоты, поэтому он может фокусироваться только на частотах, которые пользователь хочет услышать.

Они обычно имеют регуляторы громкости на каждом канале, поэтому можно сохранить в балансе все «голоса» от разных драйверов. Некоторые кроссоверы включают в себя другие функции обработки звука, такие как выравнивание для дальнейшей настройки системы. Единственным потенциальным недостатком этого вида кроссовера является то, что для него требуется + 12 В, заземление и подключаемые соединения. Это представляет большую проблему для установки и настройки, чем у пассивного устройства.

Пассивные акустические устройства

Кроссовер акустический пассивный

Кроссовер акустический пассивный не подключается к источнику питания. Существует два типа пассивных кроссоверов: компонентные, соединяющиеся между усилителем и динамиками, и встроенные, которые расположены между приемником и усилителем.

Компонентные. Пассивные переходы компонентов в сигнальный путь поступают после усилителя. Это небольшие сети конденсаторов и катушек, которые обычно устанавливаются рядом с громкоговорителями. Компонентные акустические системы поставляются с кроссоверами, установленными для оптимальной производительности. Они просты в установке и настройке. Сигнал полного диапазона выходит из усилителя и переходит к пассивному кроссоверу, который разделяет его на две части и посылает высокие ноты на твитер, а средние и низкие – на низкочастотный громкоговоритель. Большинство пассивных кроссоверов компонентов имеют дополнительные настройки, которые позволяют отключать твитер, если звук кажется слишком громким для низкочастотного динамика.

Помимо пассивных кроссоверов, которые работают на сигналах громкоговорителей и соединяются между усилителем и компонентами динамиков, есть также встроенные кроссоверы акустические автомобильные, устанавливаемые перед усилителем. Они выглядят как маленькие цилиндры с разъемами RCA на каждом конце и просто подключаются к входам. Встроенные кроссоверы не теряют энергию, как высокие частоты для сабвуфера. Установка встроенного кроссовера — отличный и недорогой способ улучшить звучание центра, особенно в компонентной акустической системе.

Настройка кроссовера

Настройка кроссовера в основном заключается в правильном выборе частоты или частот среза. Для трехполосного кроссовера необходимо определить две частоты среза (две точки на графике), первая из которых определяет частоту среза для сабвуфера (low-pass) и начало среднечастотного диапазона для мидвуфера, а вторая – определяет частоту окончания среднего диапазона и начальную частоту высокочастотного диапазона для твитера (high-pass). В процессе настройки ориентироваться стоит исключительно на частотные характеристики динамиков, не перегружая «лишними» для них частотами.

Некоторые кроссоверы позволяют настроить не только частоту среза того или иного фильтра, но отрегулировать и крутизну спада амплитудно-частотной характеристики. Активные кроссоверы также позволяют настроить фильтры подавления инфранизких частот.

Если в акустической системе используют активные сателлиты и пассивный сабвуфер с усилителем, то звуковая картина часто звучит не совсем привлекательно: их звуковые потоки будут мешать друг другу, накладываясь и создавая резонансы либо провалы звучания. Исправить ситуацию можно двумя способами: использовать усилитель с кроссовером либо использовать общий усилитель для сабвуфера и сателлитов, но саб должен иметь в этом случае встроенный кроссовер (как, например, модель BEHRINGER B1800X PRO EUROLIVE).

0ac4f8f90a9c9a250a1b68e6e5565e58.jpg

Надеемся, информация была вам полезна. Также полезна, как кроссоверы в организации звучания акустических систем. Успехов в творчестве!

Материал дифузора и подвеса

Любое профессиональное описание громкоговорителей обязательно должно содержать информацию о том, с какого материала они были сделаны. Для изготовления диффузоров могут применяться следующие материалы: бумага, полипропилен, бекстрен, титан, магний, алюминий и так далее.

Самыми распространенными являются бумажные диффузоры. В процессе их изготовления листы бумаги спрессовываются, после чего им предают коническую форму. Но стоит сказать, что, на самом деле практически все диффузоры из бумаги можно отнести к композитному типу, так как в процессе их производства используются другие синтетические материалы. Именитые производители никогда не разглашают, какие именно материалы используются, потому что у каждого из них есть свой фирменный рецепт.

  • К достоинствам диффузоров из бумаги можно отнести детальность звучания, которое создается за счет качественного внутреннего демпфирования. Главным недостатком бумажных диффузоров принято считать их небольшую прочность, в результате чего ограничивается мощность звука в аудиосистеме.
  • Диффузоры из полипропилена имеют более сложную конструкцию. Они отличаются нейтральным звучанием, а также отличными импульсивными характеристиками. В то же время такие диффузоры более устойчивы к механическим и атмосферным воздействиям, чем бумажные.
  • Диффузоры из титана и алюминия начали делать в Германии в 80-х. В основе их производства лежит технология вакуумного напыления. Купола из этих материалов отличается наилучшим качеством звука: звучание прозрачное и чистое.

В заключение по этому разделу хочется сказать, что производители научились делать хорошую акустику практически из любого матерьяла, встречаются даже динамики из благородных металлов, но стоят они очень больших денег. Советуем обращать внимание на динамики имеющих бумажный диффузор, он имеет очень достойное звучание, и проверен не одним поколением.

А также необходимо обратить внимание на то, из какого материала сделан внешний подвес диффузора. Подвес может быть сделан из того же материала, что и диффузор, а также выступать отдельным элементом в форме кольца, сделанного из резины, полиуретана или другого материала. Один из самых качественных и распространённых подвесов является резина. Он должен сохранять линейность в диапазоне перемещения системы громкоговорителя, а также обладать гибкостью, так как это влияет на частоту резонанса.

Сабвуфер — это тот же динамик, который способен воспроизводить только низкие частоты «Чем отличается пассивный сабвуфер от активного».

Разделительный фильтр – кроссовер

Начнем по порядку. Как подсказывает Вики, кроссовер, это по сути фильтр. Фильтр – устройство для выделения желательных компонентов спектра электрического сигнала и подавления нежелательных частот. Как то сформулировано не понятно. Попробуем иначе.

Кроссовер в акустических системах – это устройства, которые создают определённые границы диапазонов частот для динамиков. Практически все динамики сконструированы специально так, чтобы работать в определенном частотном диапазоне.

К примеру, низкочастоные динамики могут играть и от 10 до 2500 Гц, но качественного звука на частотах 1000-1500 можно и не получить. Для этого существуют другие динамики – среднечастотного диапазона. Они уже могут играть от 200 и до 8000 Гц, но на предельных частотах уже точно будут искажения. С самыми высокими частотами спокойно могут справиться высокочастоные динамики, у которых диапазон может быть от 2000 до 20000 Гц и выше.

Все динамики очень не любят играть “чужие” частоты. Это не относится к широкополосным динамикам, там другая ситуация.

Если на высокочастотный динамик (знающие его называют “твитер”) подать низкую частоту, то звуковая картина будет просто ужасна. И если он будет играть достаточно долго и ещё на большой мощности, то твитер просто “сгорит” (иначе – сломается и перестанет работать). Высокочастотные динамики должны работать только с высокими частотами.

В свою очередь, низкочастотные динамики должны отыгрывать только низкочастотный диапазон. Оставшаяся средняя полоса, будет корректно воспроизведена среднечастотными динамикам (их ещё называют – мидвуферы).

Здесь сделаем предварительный вывод.

Задача кроссоверов состоит в том, чтобы разделить звуковой сигнал на нужные частотные диапазоны для соответствующих типов динамиков. Вот и вся наука! Но в действительности, это ещё не всё.

Характеристика

Кроссовер состоит из катушки индуктивности и конденсатора. Стоимость изделия зависит от числа деталей и их свойств. Именно эти несложные элементы способны легко обрабатывать волны разных частот.

активный кроссовер для акустики

Конденсатор отбирает и разделяет звуки высоких частот, а катушка индуктивности направлена на действие с низкими частотами. Это простая, но результативная конструкция.

Особенности настройки

Чтобы в результате получить качественный автозвук, необходимо правильно подобрать частоту среза. При использовании активного трех полосного кроссовера следует определить две частоты среза. Первая точка будет обозначать грань между низкой и средней частотой, вторая – границу между средней и высокой. Владельцу автомобиля перед подключением кроссовера необходимо всегда помнить о том, что необходимо правильно подбирать частотные характеристики динамика.

Ни в коем случае не следует подавать на них частоты, на которых они попросту не смогут нормально работать. В противном случае это приведет не только к ухудшению качества звучания, но и к уменьшению срока эксплуатации.

Схема подключения пассивного кроссовера

Действительно ли вы нуждаетесь в автомобильном аудио кроссовере?

Дело в том, что каждая отдельная автомобильная аудиосистема требует некоторого типа кроссовера во многом так же, как для каждой автомобильной аудиосистемы требуется усилитель . Но точно так же, как многие головные устройства включают встроенный усилитель, динамики могут включать встроенные кроссоверы. В базовых автомобильных аудиосистемах вполне можно обойтись без дополнительных устройств. Однако существует ряд обстоятельств, при которых пассивный или активный блок улучшает качество звука, эффективность системы или и то, и другое.

Если ваша автомобильная аудиосистема использует коаксиальные динамики , вам, вероятно, не нужен дополнительный кроссовер. Полнодиапазонные громкоговорители уже имеют встроенные пассивные разделители, которые фильтруют частоты. Даже если вы добавляете усилитель в микс, встроенные переходы громкоговорителей должны быть более чем достаточными. Однако вам может понадобиться кроссовер, если вы добавите усилитель и сабвуфер к этому типу системы.

Предлагаем ознакомится с процедурой замены кроссоверов в авто:

С другой стороны, вам понадобится один или несколько кроссоверов, если вы планируете создать систему, состоящую из компонентных динамиков, нескольких усилителей и сабвуферов. Это особенно актуально, если вы планируете использовать отдельные усилители для управления конкретными громкоговорителями, такими как ваши низкочастотные громкоговорители или высокочастотные динамики. Независимо от того, выбираете вы активные или пассивные кроссоверы, вам нужно предотвратить попадание нежелательных частот в динамики.

Также важно отметить, что послепроцессорные усилители обычно включают встроенные фильтры, которые эффективно действуют как кроссоверы, если вы создаете базовую автомобильную аудиосистему с компонентными динамиками. Фильтр высоких частот в этом типе усилителя позволяет вам управлять твитерами, а фильтр нижних частот позволяет управлять вуферами, не требуя дополнительных кроссоверов.

Варианты оборудования

Существует 2 вида кроссовера.

  1. Пассивное оборудование. Этот вариант используется чаще всего. Для работы этого элемента не нужно отдельного питания. Из-за этого монтаж системы происходит быстрее и легче. Но качество не всегда остается на хорошем уровне. В процессе работы кроссовер берет часть энергии на работу, из-за чего происходит фазовый сдвиг. В результате этих изменений работа всего оборудования может быть нарушена.
  2. Активный. Имеет сложную конструкцию, но при этом аудиочастоты фильтруются лучше, чем в пассивном. Устройство состоит из нескольких катушек, конденсаторов и полупроводников. Часто такую конструкцию добавляют в усилители.

Заключение

Мы приложили не мало усилий для создания этой статьи, старались написать ее простым и понятным языком. Но получилось у нас это сделать или нет решать только Вам. Если остались вопросы, создайте тему на «Форуме», мы и наше дружное сообщество обсудим все детали, и найдем на него оптимальный ответ.

И напоследок, есть желание помочь проекту? Подписывайся на группу “Вконтакте” и “Instagram”. Спасибо, и добро пожаловать в банду ????

Когда активный кроссовер может реально помочь

В то время как вы можете отлично справляться и без кроссовера (используя только один усилитель), более сложные сборки могут действительно выиграть от внедрения активного кроссовера. Например, 3-полосный кроссовер – компонент, который вы можете внедрить в систему между головным устройством и несколькими усилителями.

В этом типе сценария каждый усилитель получает определенный диапазон частот от кроссовера; каждый усилитель используется для управления конкретным типом динамика. Например, один можно применять для передних громкоговорителей с высоким проходом, другой может работать с задними полнодиапазонными громкоговорителями.

Принципы использования автозвука

Принцип аудиосистемы

Чтобы понять, что такое кроссовер и действительно ли потребность в звуке нуждается в одном или нескольких кроссоверах, важно сначала понять отдельные очень простые принципы использования автомобильного кроссовера. Главная идея заключается в том, что музыка состоит из звуковых частот, которые управляют всей гаммой человеческого слуха, но отдельные источники лучше создают конкретные частоты, чем другие.

Твитеры предназначены для воссоздания высоких частот, вуферы предназначены для воспроизведения низких частот и т. д. Основная цель – разделение музыки на составные частоты и передача конкретным громкоговорителям для достижения более высокой точности воспроизведения аудио. Убедившись, что только нужные частоты достигают классических громкоговорителей, можно эффективнее уменьшить искажения и улучшить качество звука в автомобильной аудиосистеме.

Установка пассивных акустических кроссоверов – относительно нетрудная задача, так как обеспечивает проводку кроссовера между усилителем и динамиками. Например, можно подсоединить пассивный кроссовер к выходу усилителя, а затем подключить выход твитера к высокочастотному динамику и выход сабвуфера на низкочастотный громкоговоритель.

Установка активного автомобильного аудиокроссовера, как правило, будет более сложной процедурой. Основная проблема заключается в том, что для активных кроссоверов требуется мощность, поэтому нужно будет прокладывать провода питания и заземления для каждого устройства. Если уже установлен усилитель, установить активный кроссовер будет проще. Фактически заземление его в том же месте, где заземлен усилитель, поможет предотвратить раздражающие помехи в наземном контуре.

Достоинства и недостатки

Что лучше выбрать при монтаже акустики? Рассмотрим достоинства и недостатки.

  1. Активные гораздо результативнее. Они способны определять точную частоту звучания для любого динамика.
  2. Если активный кроссовер оснащен несколькими выходами полос, тогда для каждого из них потребуется установить отдельный усилитель.
  3. При использовании активного устройства появляются посторонние шумы и помехи во всей системе. При установке пассивного кроссовера такого не наблюдается.
  4. Стоимость пассивного устройства намного ниже, чем активного.
  5. Установка пассивного оборудования легче.
  6. Пассивный не подходит для солидной акустики.

Лучшим решением будет установить оба кроссовера. Если выбрать этот вариант, то следует один усилитель применить для сабвуфера, а другой будет предназначаться для СЧ и НЧ динамиков. Активный кроссовер станет распределять частоты между усилителями сабвуфера и широкополосного сигнала. Пассивный станет распределять звук среди колонок со средней и высокой частотой. Этот вариант позволит насладиться по-настоящему качественным звуком на любой полосе. Существенный недостаток этого способа – высокая стоимость реализации.

Требуется ли перекрестная установка для профессиональной установки?

Установка кроссоверов – это не квантовая теория поля, но вам непременно необходимо понять, что вы делаете, прежде чем начинать своими руками модернизировать систему. Установка пассивного кроссовера относительно проста, так как включает в себя проводку кроссовера между вашим усилителем и динамиками. Например, вы можете подключить пассивный кроссовер к выходу вашего усилителя, а затем подключить выход твитера кроссовера к вашему высокочастотному динамику и выход сабвуфера на ваш низкочастотный громкоговоритель.

Кроссоверы Diamond audio technologyКроссоверы Diamond audio technology

Установка активного автомобильного аудио кроссовера, как правило, будет более сложной процедурой. Основная проблема заключается в том, что для активных кроссоверов требуется больше мощности, поэтому вам нужно будет прокладывать провода питания и заземления для каждого устройства в отдельности. Хорошей новостью является то, что, если вы уже установили усилитель, вы должны быть готовы устанавливать активный кроссовер, поскольку проводка не является чем-то очень сложным.

Следует помнить, что заземление вашего активного кроссовера в том же месте, где вы заземляете ваш усилитель, поможет предотвратить раздражающие помехи в наземном контуре.

Прослушивание доработанных Radiotehnika S-400M

Ну и напоследок, мы послушали результат доработок. Ставить композиции с записью работы акустики – “до” и “после” мы не будем. Нет пока такой возможности. Но думаем, что это можно будет устроить позже. Микрофон-то, с усилителем – есть. Можно экспериментировать! Может чуть позже, сделаем статью, как продолжение к этим трем. И там будет что послушать и сравнить на слух и по АЧХ.

Смотрю, что у других экспериментаторов тоже бывают проблемы с записью качественного звука через акустику, но они делают это. И мы научимся.

Резюме о звуке

Слушаю в основном, электронную музыку, немного – старое техно, диско и классический рок. Звучание этих колонок полностью подходит к этим стилям. Точнее наоборот, эти стили очень хорошо отыгрывают через эти доработанные колонки.

Слушал и классическую музыку, и джаз, lounge. Не сложилось такого ощущения, что эти стили звучат хорошо на этой акустике. Как-то не так. Совсем не как Depeche mode и Yello, например.

У меня есть с чем сравнивать. Имеются акустические системы Cerwin-Vega CLSC-15 и Aleks Amati ID-570F SE . Все три акустические системы звучат немного по разному, но по своему хорошо. Звук у них разный. Если нет возможности слушать разную акустику в одном помещении, по очереди сравнивая, то вообще, в чем разница – и не заметишь!

Если интересно посмотреть на наши замеры АЧХ акустики Radiotehnika S-400M, то остается только подписаться и ждать. Будем экспериментировать и снимать характеристики и с другой акустики. С какой? А вот это может быть сюрпризом для многих.

Мы не имеем пока возможности измерять дорогие модели. Потому, будем учиться на доступных образцах. В том числе и на системах 5.1. Проведем измерения Cerwin-Vega CLSC-15, и будет отдельный разговор про эту акустику. Измерим АЧХ Aleks Amati ID-570F SE и расскажем о них.

Интересно? Подпишись на рассылку и получай уведомления о выходе новых статей – первым!

Будем рады вашему вниманию и комментариям.

Всего знать – не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.

Хотите поделиться своим опытом, знаниями – напишите и мы обязательно примем меры к изучению информации. Вы сможете выразить своё мнение или вы захотите стать автором статей прямо на нашем сайте! Не забываем про Авторские права.

Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке – очень будем рады! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания в форме ниже.

Некоторые фото для данной статьи взяты из открытых источников интернета, для примера. Так же, использовано немного своих. В случае, если нарушены чьи-то права – сообщите об этом в комментариях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Компоненты центрального громкоговорителя

Если трудно найти значение, которое составляет не более 10% от желаемого звука, проводят настройку. Вот несколько советов по работе с различными компонентами:

  1. Конденсаторы: объединить два конденсатора, подключить их параллельно. Используя их таким образом, можно просто добавить два значения вместе, чтобы получить совместную эквивалентную емкость.
  2. Резисторы: соединить последовательно два резистора, чтобы обеспечить совместное сопротивление, эквивалентное суммарному значению. Рейтинг мощности на обоих должен быть высоким, чтобы соответствовать требованиям системы.
  3. Индукторы: если не нужно применять несколько индукторов, можно купить негабаритный, а затем размотать катушки, пока не будет достигнуто нужное значение. Недостатком этого метода является то, что необходимо использовать определенный тип измерителя индуктивности.

Как провести самостоятельно?

Выбор и расчет устройства – это важная часть работы. Нет компании, которая смогла бы выпустить совершенную акустическую систему, передающую звуки в разных диапазонах, сопровождая при этом качественным звучанием. Сабвуферы применяют для исполнения сигналов с низкой частотой. Среднечастотные динамики используются для передачи средних звуков. Но если станет звучать это все одновременно, то произойдет путаница. Поэтому и используют кроссовер в акустической системе. Он помогает распределить сигнал и передать их в конкретный динамик.

Для подключения двухполосной или иной системы к усилителю подключают фильтр, который делит сигнал. Если приобретать комплект акустики, то в наборе уже будет пассивный кроссовер, который был произведен изготовителем.

Как поступить, если необходимо распределить звук по иному методу? Это можно произвести с помощью компьютерной программы. Для этого подойдет Crossover Elements Calculator.

Для этого введите данные сопротивления динамиков НЧ и ВЧ. Обычно они равняются 4 Ом. Затем добавьте частоту, которую прибору нужно будет распределить. Потом добавляют порядок устройства. Дальше подождите, пока компьютер покажет результат.

Обозначения модификаций

Среди обозначений, которые есть у модификаций кроссоверов для транспортных средств, можно отметить следующие:

  1. Input, или вход. Именно к этому месту подключается выход активного усилителя, поэтому здесь важно не ошибиться с полярностью.
  2. Woofer, или излучатель низких частот. К этому месту подключается динамик со средними и низкими частотами. Полосы разделения указываются в технической документации.
  3. Twiter, или пищалка. К этому месту подключается динамик с высокими частотами.

Это основные моменты и правила, касающиеся того, как подключить кроссоверы к колонкам и ко всей акустической системе транспортного средства.

Определение частотного диапазона

Частотная настройка

Настройка кроссовера акустической системы заключается в правильной регулировке частот. Для определения допустимого диапазона, которые используют для настроек, необходимо знать данные как для колонок, так и сабвуфера. В приобретенном пакете динамиков всегда имеется руководство по настройкам, которые необходимо использовать.

В других случаях применяются следующие правила. Самая высокая частота, с которой сабвуфер способен работать, должна использоваться для настроек кроссовера. Самая низкая частота, которую может обрабатывать динамик, должна быть установлена на кроссовер.

Например, для диапазона частот сабвуфера 20-130 Гц и частотного диапазона центрального динамика 70-20 000 Гц допустимый диапазон настройки кроссовера для главного громкоговорителя будет 70-130 Гц. Это означает, что можно применять настройку 70, 80, 90 и т. д., до 130 Гц для основного громкоговорителя. Если используется выше или ниже указанного размера, тогда частоты за пределами не будут воспроизведены ни сабвуфером, ни соответствующим динамиком.

Основные конструктивные блоки

Конструктивные блоки

В автомобильной аудиосистеме большие подвесные конденсаторы используются для предотвращения затухания огней при воспроизведении громких басовых нот. Они достигают этого, предоставляя усилителю быстрый толчок мощности. Конденсаторы для кроссоверов акустических систем имеют высокое «сопротивление», обычно называемое реактивным для низкочастотных сигналов.

Для конденсаторов используют три основные спецификации:

  1. Максимальное напряжение, при котором он не подвергается диалектическому пробою. Этот пробой возникает, когда электрическое поле между двумя пластинами конденсатора становится достаточным для поляризации диалектика, тем самым превращая его в проводник. Когда это произойдет, конденсатор станет горячим и может взорваться.
  2. Емкость конденсаторов обычно измеряются в микрофарадах — mF или uF или (греческая буква mu) F. Микрофарад составляет 1/1 000 000 или 1 × 10 -6 Фарада. И также используются Picofarads, который составляет 1/1 000 000 или 1 × 10 -6 микрофарада (1 × 10 -12 Фарада).
  3. Допуск. Это приемлемая вариация значения. Например, конденсатор емкостью 47 мф с диапазоном -20% / + 80% будет иметь емкость от 37,6 до 84,6 мф. В аудиосистемах обычно подключается конденсатор последовательно с каждым громкоговорителем «высокочастотного динамика» (high-frequency), чтобы действовать, как фильтр верхних частот.
Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий