Установка компрессора на маз

Технические характеристики и применяемость пневмокомпрессора 5336-3509012

Технические характеристики и применяемость пневмокомпрессора 5336-3509012

МАЗ, КрАЗ, Урал, МЗКТ, ЛАЗ, ПАЗ, Амкодор, спецтехника, Четра, ЧЗПТ

Производитель — ОАО «БЗА» (Борисовский завод агрегатов), Беларусь

Технические характеристики:

Система смазки — под давлением от системы смазки двигателя,
Система охлаждения — жидкостная, от системы охлаждения двигателя,
Тип клапана — лепестковый (с большей производительностью по сравнению с традиционным пружинным),
В комплектации со шкивом, привод — клиноременный,

Количество цилиндров 2
Диаметр цилиндра, мм 60
Ход поршня, мм 38
Номинальный рабочий объём, см³ 214
Избыточное давление, МПа:
— номинальное 0,8
— максимальное 1,0
Частота вращения коленвала, мин¯¹
— номинальная 2000
— максимальная 2500
Производительность, л/мин, не менее 270
Потребляемая мощность, кВт, не более 2,5
Выброс масла с нагнетаемым воздухом,
грамм/час, не более
4,0
Масса, кг, не более 16,5

Применение — для питания сжатым воздухом пневматических систем автотранспортных средств с ДВС-ЯМЗ-236, -238, -238НДЧ-1, -6565, -6585, -7601 и их модификаций. Используется в следующей автотехнике:

Особенности компрессоров автомобилях МАЗ

Есть некоторые особенности компрессоров в автомобилях МАЗ. Стандартная комплектация мощного белорусского грузовика предусматривает монтаж усиленного двухцилиндрового поршневого нагнетателя, приводящего в движение ремень компрессора, который идет от вентилятора. У компрессора смешанная система смазки, что продляет срок службы механизма.

Артикул: 5336-3509012-10

Код для заказа: 122899

Предназначен для нагнетания сжатого воздуха в пневматическую систему привода тормозов грузовых автомобилей семейства МАЗ, БеЛАЗ, КрАЗ, УралАЗ, и устанавливается на дизельные двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и их модификации.
На этом компрессоре применяется лепестковый клапан вместо традиционного пружинного, что позволило увеличить на порядок производительность компрессора.

Число цилиндров, шт – 2
Диаметр цилиндра, мм – 60
Объем цилиндра, см 3 – 214
Макс. частота вращения к/вала, об/мин – 2500
Номин. частота вращения к/вала, об/мин – 2000
Производительность, л/мин – 201 / 270
Макс. избыточное давление, МПа – 1,0
Ход поршня, мм – 38
Масса, кг, не более – 15 / 16

Применяемость:
5336-3509012: ЯМЗ-236/238 (МАЗ, КрАЗ, МЗКТ, БелАЗ, УралАЗ) 201 л/мин
5336-3509012-01: ЯМЗ 236/238 (МАЗ, КрАЗ, МЗКТ, БелАЗ, УралАЗ, ЗИЛ.ПАЗ)-201 л/мин, без шкива
5336-3509012-10: МАЗ повышенной производительности — объем 270 л/мин
5336-3509012-10-03: МАЗ Компрессор с охлаждаемой плитой объем 270 л/мин

Почему важно приобретать качественный компрессор для автомобилей МАЗ?

Нужно понимать, почему важно приобретать качественные компрессоры для автомобилей МАЗ от производителя. Прежде всего, потому, что они лучше всего соответствуют Вашему автомобилю. Второй момент – он способствует лучшей работе тормозной системы.

Вот лишь некоторые преимущества минских пневмокомпрессоров.

  • приемлемая цена;
  • длительный период эксплуатации;
  • могут выдержать значительные эксплуатационные нагрузки;
  • контроль и гарантия качества;
  • корпус, выдерживающий перепады температуры;
  • есть устройство скоростной разгрузки;
  • герметичность клапанов.

Естественно, что рано или поздно потребуется ремонт или замена воздушного компрессора. Чтобы это произошло как можно позже, используйте исключительно те моторные масла, которые указаны в техническом паспорте устройства. Если же качество масла низкое или есть несоответствие, то будут происходить сбои в функционировании агрегата или это может привести к его поломке. Тогда ремонт будет довольно дорогим.

Неисправности

В процессе эксплуатации необходимо следить за техническим состоянием механизма, смазкой и поступлением охлаждающей жидкости. Масло рекомендуют использовать только то, которое прописано в паспорте силовой установки. Запрещается смазка загрязненным маслом.

Ежедневных или специальных технических осмотров компрессор не требует, но периодически 1 раз на 8-10 тыс. км проверяют привод и надежность креплений.

Во время работы могут возникать поломки деталей агрегата, их сразу же ремонтируют. Вышедшие из строя подлежат замене.

Основные неисправности компрессора грузовой машины подразделяют на 2 вида:

  • поршневой группы;
  • электрического оборудования.

Наиболее распространенными являются такие дефекты:

  1. Износ поршневой группы и нарушение герметичности клапанов. Длительность заполнения пневмосистемы при скорости вращения коленвала 2200 об./мин. превышает время, установленное техническими условиями (8 минут). Компрессор не нагнетает давление в 7-7,5 кгс/см². Износ поршня приводит к всасыванию масляного тумана из картера компрессора в цилиндры.
  2. Нагнетатель системы не запускается. Связано с отсутствием напряжения в сети, протеканием обратного клапана и неправильным запуском.
  3. Компрессор плохо качает и не набирает обороты. Одной из причин является засоренность фильтров.
  4. Стучит в цилиндро-поршневом механизме. Связано с поломками в нагнетательной части в результате трения и износа металлических деталей.
  5. Двигатель гудит и не вращается. Такая проблема возможна вследствие срабатывания предохранителя питания электросети, защиты от перегрузки, плохого контакта.
  6. Сильный нагрев цилиндра. Заблокирован обдув воздуха цилиндра и картера.
  7. Падает производительность — засоренность всасывающего воздушного фильтра.
  8. Усиленная вибрация.

Как снять и разобрать

Для того чтобы поменять вышедшие из строя элементы, необходимо осуществить снятие и разборку компрессора:

  1. Поднять кабину, агрегат находится под ней.
  2. Отвернуть крепежные гайки, снимать оголовок вместе с нагнетательными клапанами, прокладкой, пружинами впускных элементов.
  3. Открутить 3 трубки соответствующим ключом.
  4. Выкрутить шестерни привода, вздернуть агрегат в сторону передней части транспорта.

​Как работает пневмокомпрессор МАЗ?

Для быстрого сжатия воздуха в цилиндрах с помощью поршня используется пневмокомпрессора МАЗ.

Деталь прочная, выдерживает большие нагрузки. Применяется в современных моделях грузового автотранспорта МАЗ.

Рабочий цикл механизма проходит по четырем фазам:

На первом этапе поршень перемещается в нижнюю точку. Внутри цилиндра пневмокомпрессора МАЗ нагнетается разряжение. После открытия клапана воздух снаружи заполняет пространство.

На втором этапе достигая мертвой точки, поршень изменяет свое направление. Двигаясь в обратную сторону, происходит сжатие воздуха в цилиндре.

Пневмокомпрессор МАЗ — УСТРОЙСТВО

Впускной клапан maz закрывается. Давление внутри нарастает.

Открывается нагнетальный клапан. Поршень действует на сжатый воздух и направляет его в привод. Затем давление опускается. Поршень оказывается в верхней мертвой точке и меняет направление. Давление в цилиндре снижается.

Воздух попадает в пневмокомпрессор МАЗ через систему очистки. Используется специальный автономный фильтр.

Предусмотрено также охлаждение механизма. Система выполняет несколько функций:

  • Стабилизирует рабочий цикл;
  • Повышает производительность;
  • Снижает нагрузку на пневмокомпрессор МАЗ;
  • Повышает срок службы механизма;
  • Улучшает физико-химические свойства;
  • Предотвращает образование нагара.

Воздушная система обеспечивает охлаждение только самых нагреваемых деталей.

Смазка трущихся деталей выполняется разбрызгиванием из масляной ванны. Привод осуществляется от коленвала. Система смазки защищает детали от коррозии и снижает температуру поршня, цилиндра и колец.

Преимущества компрессоров на МАЗ

Запчасть тормозной системы имеет:

  • Морозостойкий корпус;
  • Устройство быстрой разгрузки;
  • Герметичные клапаны.

компрессор на маз

Элементы позволяют выдерживать перепады температур, использования горючего низкого качества. Кроме этого механизм:

  1. Стоит недорого;
  2. Работает тихо;
  3. Удобен в установке, эксплуатации;
  4. Энергоэффективен;
  5. Снабжен режимом круглосуточной работы;
  6. Долговечен.

Именно поэтому воздушный компрессор МАЗ помогает справиться системам грузового автомобиля даже с самыми большими нагрузками.

Компрессор МАЗ: «сердце» пневматической системы грузовика

Основу пневматической системы грузовых автомобилей МАЗ составляет агрегат для нагнетания воздуха — поршневой компрессор. О воздушных компрессорах МАЗ, их типах, особенностях, конструкции и принципе работы, а также о правильном обслуживании, выборе и покупке этого агрегата — читайте в данной статье.

Рис. 1 — Компрессор КамАЗ (5320-3509015-10) двухцилиндровый

1 — картер компрессора; 2 — подшипник; 3 — передняя крышка компрессора; 4 — сальник; 5 — шкив; 6 — регулировочные прокладки; 7 — блок цилиндров компрессора; 8 — поршень с шатуном; 9 — головка компрессора; 10 — стопорное кольцо; 11 — подшипник; 12 — упорная гайка; 13 — задняя крышка картера компрессора; 14 — уплотнитель; 15 — пружина уплотнителя; 16 — коленчатый вал; 17 — пружина впускного клапана; 18 — клапан впускной; 19 — направляющая впускного клапана; 20 — пружина коромысла; 21 — шток впускного клапана; 22 — коромысло; 23 — плунжер; 24 — кольцо уплотнительное; 25 — транспортная заглушка.

Типы, характеристики и применимость компрессоров МАЗ

На автомобилях МАЗ используются поршневые одноступенчатые воздушные компрессоры с одним и двумя цилиндрами. Применимость агрегатов зависит от модели установленного на автомобиле мотора, наиболее широкое применение получили две базовых модели:

  • 130-3509 для ТС с силовыми установками ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 различных модификаций, ММЗ Д260 и других, а также с новыми силовыми установками ЯМЗ «Евро-3» и выше (ЯМЗ-6562.10 и прочими);
  • 18.3509015-10 и модификации для ТС с силовыми установками ТМЗ 8481.10 различных модификаций.

Базовая модель 130-3409 — 2-цилиндровый компрессор, на основе которого создана целая линейка агрегатов, их основные параметры представлены в таблице:

Модель компрессора Производительность, л/мин Потребляемая мощность, кВт Тип привода
16-3509012 210 2,17 Клиноременная передача, шкив 172 мм
161-3509012 210 2,0
161-3509012-20 275 2,45
540-3509015,
540-3509015 Б1
210 2,17
5336-3509012 210

Данные агрегаты обеспечивают указанные характеристики при номинальной частоте вращения вала 2000 об/мин и сохраняют до максимальной частоты 2500 об/мин. Компрессоры 5336-3509012, предназначенные для более современных двигателей, работают при частотах вращения вала 2800 и 3200 об/мин соответственно.

Компрессоры монтируются на двигатель, соединяясь с его системами охлаждения и смазки. Головка агрегата имеет водяное охлаждение, цилиндры — воздушное охлаждение за счет развитого оребрения. Смазка трущихся деталей — комбинированная (различные детали смазываются под давлением и разбрызгиванием масла). Отличия между модификациями компрессоров базовой модели 130-3409 заключается в различном положении впускных и выпускных патрубков системы охлаждения и смазки, и конструкцией клапанов.

Агрегат 18.3509015-10 — одноцилиндровый, производительностью 373 л/мин при номинальной частоте вращения вала 2000 об/мин (максимальная — 2700 об/мин, максимальная при сниженном давлении на выходе — 3000 об/мин). Компрессор монтируется на двигатель, имеет привод от шестерен газораспределительного механизма, подключается к системам охлаждения и смазки мотора. Охлаждение головки — жидкостное, охлаждение цилиндра — воздушное, смазка — комбинированная.

Отдельную группу составляют компрессоры 5340.3509010-20/LK3881 (одноцилиндровый) и 536.3509010/LP4870 (двухцилиндровый) — данные агрегаты имеют производительность 270 л/мин (оба варианта) и привод от шестерен ГРМ.

Компрессоры всех моделей поставляются в различной комплектации — со шкивами и без, с разгрузкой (с механическим регулятором давления, «солдатиком») и без него, и т.д.

Вопросы обслуживания, ремонта, выбора и замены компрессоров МАЗ

Воздушный компрессор — простой и надежный агрегат, способный работать годами. Однако для достижения такого результата необходимо регулярно выполнять предписанное ТО. В частности, следует ежедневно проверять натяжение ремня привода двухцилиндровых компрессоров (прогиб ремня не должен превышать 5-8 мм при приложении к нему усилия 3 кГ), и при необходимости производить регулировку с помощью болта-натяжителя.

Каждые 10-12 тысяч км пробега нужно проверять уплотнение подводящего масляного канала в задней крышке агрегата. Каждые 40-50 тысяч км пробега следует демонтировать головку, прочищать ее, поршни, клапаны, каналы, подводящие и отводящие шланги, и другие детали. Сразу же проверяется надежность и целостность клапанов, при необходимо производится их замена (с притиркой). Также осмотру подлежит разгрузочное устройство. Все работы необходимо проводить в соответствии с инструкцией по обслуживанию и ремонту автомобиля.

При поломке отдельных деталей компрессора они могут быть заменены, в некоторых случаях приходится полностью менять компрессор (деформации и трещины на головке и блоке, общий износ цилиндров и другие неисправности). Выбирая новый компрессор, необходимо учитывать модель и модификацию старого агрегата, а также модель силового агрегата. В целом, все агрегаты на основе 130-3509 взаимозаменяемы и могут работать на любых двигателях ЯМЗ-236, 238 и их многочисленных модификациях. Однако следует учитывать, что некоторые из них имеют производительность 210 л/мин, а некоторые — 270 л/мин, также новые компрессоры модели 5336-3509012 различных модификаций обычно работают на повышенных оборотах. Если на двигателе раньше стоял компрессор производительностью 270 л/мин, то новый агрегат должен быть таким же, в противном случае системе просто не будет хватать воздуха для нормальной работы.

Одноцилиндровые компрессоры 18.3509015-10 представлены в небольшом количестве модификаций, и далеко не все из них взаимозаменяемы. Например, компрессор 18.3509015 предназначен для двигателей КАМАЗ 740 и на моторы ЯМЗ не подходит. Во избежание ошибки необходим уточнять полные наименования компрессоров перед их покупкой.

Отдельно стоит упомянуть о немецких компрессорах KNORR-BREMSE, которые являются аналогами указанных выше моделей агрегатов. Например, двухцилиндровые компрессоры могут быть заменены агрегатом 650.3509009, а одноцилиндровые — LP-3999. Эти компрессоры имеют те же характеристики и установочные размеры, поэтому без труда встают на место отечественных.

При верном выборе и монтаже компрессор МАЗ будет надежно работать, обеспечивая функционирование пневмосистемы автомобиля в любых условиях эксплуатации.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий