Ваз 2108 2014 года выпуска

Характеристики Восьмерки

В 1984 году с конвейеров АвтоВАЗ сошел автомобиль, полностью отличавшийся от всех предыдущих моделей. Он получил заводское обозначение ВАЗ-2108.

Характеристики ВАЗ-2108

ВАЗ-2108

Эту модель можно считать новой эрой АвтоВАЗа, поскольку 2108 во всем отличался от классических автомобилей этого производителя. Этому авто изначально присвоили и имя – «Спутник» (экспортные модели назывались по другому – «Samara»). Впоследствии отечественное имя не особо прижилось, но вместе с тем оно стало названием целого семейства автомобилей (состоящее всего из трех моделей), базой для которых выступил ВАЗ-2108. В народе же это авто получило свои прозвища – «Восьмерка» и «Зубило». На конвейере эта модель просуществовала до 2004 года, после чего ее заменила одна из моделей семейства 10-й серии.

В целом же, «Восьмерку» можно считать родоначальником всех выпускаемых сейчас автомобилей ВАЗ, поскольку в них используется концепция этой модели.

Белая восьмерка фото

От любой классической модели ВАЗ-2108 отличалась абсолютно всем – кузовом, силовой установкой и ее расположением, трансмиссией. Мало того, этот автомобиль был создан практически «с нуля», и никаких узлов от предшественников в конструкции не задействовалось. Конечно, много чего было позаимствовано у зарубежных автопроизводителей, а в разработке этого авто принимали участие конструкторы других автомобильных компаний, в том числе и Porsche, но все же основная заслуга в создании отечественных конструкторов.

Поэтому стоит рассмотреть этот автомобиль подробнее, включая конструктивные особенности ВАЗ-2108, технические характеристики, виды силовых установок, трансмиссий, особенности кузова и массогабаритные размеры.

ВАЗ-2109 «Самара»

Переднеприводный седан ВАЗ-2109 - история, характеристики, фото и видео

В конце 70х годов в Европе стали пользоваться большой популярностью автомобили с кузовом типа хэтчбек. Для того чтобы закрепить позиции на мировом рынке по экспорту автомобилей инженеры автозавода «ВАЗ» приступили к созданию советского хэтчбека. 31 декабря 1978 года был выпущен первый опытный образец ВАЗовского хэтчбека который в феврале следующего года приступил к лабораторным испытаниям. Этот автомобиль получил 2-бъемный 3-дверный кузов и как не трудно догадаться получил заводской индекс ВАЗ-2108 и название «Спутник», однако оно не прижилось.

Наряду с «восьмеркой» так же был построен 5-дверный хэтчбек, но в производство его запускать не торопились. По экономическим соображениям к производству в 1984 году был принят более дешевый хэтчбек ВАЗ-2108, а 5-дверный ВАЗ-2109 был запущен в производство лишь спустя 2 года. Оба автомобиля были максимально унифицированы, что удешевляло стоимость их производства.

Автомобиль ВАЗ-2109 в раннем кузове, с иной формой передка. (Капот, крылья, решетка радиатора)

В 1986 году автозавод «ВАЗ» выпустил опытно-промышленную партию автомобилей ВАЗ-2109, а полноценное производство началось с 1987 года. Первые серийные автомобили ВАЗ-2109 по аналогии с «восьмеркой» выпускались с короткими передними крыльями, которые дополняла специальная пластиковая маска фар. Как оказалось этот «клюв» в передней части автомобиля был не самым удачным вариантом, в итоге с 1989 года начались работы по его устранению с последующей заменой передних крыльев. Первые «девятки» с обновленной внешностью начали появляться в конце 1990 года (модификация ВАЗ-21093), а полный переход к новой внешности произошел в 1991 году.

В таком виде переднеприводный хэтчбек ВАЗ-2109 в России выпускали до 2004 года, после чего его производство было завершено. Но на этом история «девятки» не была завершена, все в том же году украинский автозавод «ЗАЗ» начал самостоятельно производить автомобиль ВАЗ-2109 вплоть до 2011 года.

Не лишним будет отметить, что различные модификации переднеприводных автомобилей ВАЗ-2109 экспортировали в различные страны. Кроме того их серийно выпускали в Бельгии (с 1991 по 1996 год) и в Финляндии (с 1995 по 1998 год). Экспортные модели автомобиля ВАЗ-2109 носили название «Samara» (Самара).

Двигатель ВАЗ-2108, ВАЗ-21080

Созданную в начале 80-х первую отечественную переднеприводную модель автомобиля требовалось оснастить качественно новым силовым агрегатом. На то время ни одна схема выпускаемых двигателей не годилась.

Перед моторостроителями АвтоВАЗа была поставлена задача по созданию компактного ДВС, обладающего уменьшенной массой, небольшим расходом топлива и соответствию возрастающим экологическим требованиям.

Машина Лада «восьмерка» — фото и история автомобиля ВАЗ 2108 «Спутник»

Первым автомобилем с таким кузовом стал Renault 16, появившийся в далеком уже 1964 году и, с тех пор популярность «хэтчбека» только возрастала. Однако, мировая слава пришла к нему только с появлением Volkswagen Golf, положившему начало отдельному классу автомобилей, к которому относится и «Восьмерка». Именно «Гольфу» удалось стать вторым народным автомобилем, перехватив пальму первенства у Volkswagen Käfer («Фольксваген Жук») и показать заметно более высокие продажи.

Лада Восьмерка

В начале третьего десятилетия XXI века машина «Восьмерка» выглядит архаично, однако было время, когда езда на таком авто говорила о статусе и вкусе своего владельца. Эта аура легендарности не исчезла до сих пор, ведь ставшая прорывом в русском (советском) автопроме модель положила начало всем переднеприводным семействам популярных легковушек, вышедших из цехов тольяттинского автогиганта.

Особенности конструкции кузова ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

1 – панель рамки радиатора; 2 – кронштейн крепления блок-фары; 3 – верхняя поперечина рамки радиатора; 4 – правый передний лонжерон; 5 – правый брызговик переднего крыла; 6 – правое переднее крыло; 7 – соединитель рамы ветрового окна и боковины; 8 – капот; 9 – правая наружная панель боковины; 10 – рама ветрового окна; 11 – панель крыши; 12 – арка заднего колеса; 13 – внутренняя стойка рамы ветрового окна; 14 – дверь задка; 15 – левая наружная панель боковины; 16 – желобок проема двери задка; 17 – панель задка; 18 – передняя дверь; 19 – задняя дверь; 20 – задний лонжерон пола;


21 задний пол; 22 – средний пол; 23 – нижняя накладка боковины; 24 – усилитель пола под установку домкрата; 25 – передняя поперечина пола; 26 – передний пол; 27 – левое переднее крыло; 28 – левый брызговик переднего крыла; 29 – щиток передка; 30 – левый передний лонжерон; 31 – стойка рамки радиатора; 32 – нижняя поперечина рамки радиатора.

Ваз 2109 схема кузова будет интересна владельцам этого легендарного автомобиля. Хорошее знание схемы позволит осуществить самостоятельный ремонт и даже полностью восстановить металлический каркас «девятки». Очень важны на Ваз 2109 геометрические размеры кузова, так как именно они становятся основным критерием оценки состояния и степени повреждения остова.

Дизайн и конструкция

Салон автомобиля ВАЗ-2109

Отличительной чертой ВАЗ-2109 по сравнению с «восьмеркой» был 5-дверный кузов с более узкими передними дверями. К одной из особенностей можно отнести то, что ВАЗ-2109 получил пластмассовый бензобак, в отличие от металлического ВАЗ-2108, причем его прочность была не хуже металлического, а вот вес значительно меньше. В остальном же унификация автомобилей была колоссальной. Практически все кузовные панели были идентичны. Если поставить оба автомобиля рядом, то спереди их невозможно отличить.

Разместиться в салоне автомобиля ВАЗ-2109 стало гораздо проще. По сравнению с ВАЗ-2108 передние двери «девятки» стали уже, а центральная стойка перенесена вперед, за счет этого увеличилось расстояние от стойки до спинки заднего сиденья. Еще одним плюсом 5-дверного кузова стало то, что из-за смещения центральной стойки, стало проще накидывать ремень безопасности, теперь не требовалось тянуться за ним, и он не стеснял водителя и пассажира при езде.

Ранние экземпляры автомобилей ВАЗ-2109 оснащались карбюраторными 4-цилиндровыми, 8-клапанными двигателями различного объема – 1.1, 1.3, 1.5 литра. Совместно была установлена механическая 4-ступенчатая коробка передач. Узнать каким именно двигателем был укомплектован автомобиль, можно было по табличке расположенной справой стороны пятой двери, например надпись 1300 означала, что данный хэтчбек оборудован двигателем объемом 1,3 литра.

Двигатель и подкапотное пространство ВАЗ-2109

Помимо карбюраторного двигателя ранние модели ВАЗ-2109 точно так же как ВАЗ-2108 получили так называемый «клюв» в передней части. Этот «клюв» представлял собой пластиковую накладку в которую были заключены фары и решетка радиатора, кроме того из-за нее была несколько иная форма крыльев и капота. Крылья, как и капот, были укорочены. После рестайлинга в 90-х годах от этой накладки отказались, и автомобиль получил длинные крылья и иной капот.

После рестайлинга в середине 90-х годов автомобили ВАЗ-2109 получили инжекторные двигателя ВАЗ-2111-80 и ВАЗ-11183-20, объемами 1.5 и 1.6 литра соответственно. Так же в 90-х годах появились ВАЗ-2109 в комплектации «Люкс», они отличались более современной панелью приборов, на которой присутствовал тахометр и маршрутный компьютер. В качестве опции на автомобиль можно было установить кондиционер, люк, гидроусилитель руля и электростеклоподъемники.

Какого мнения об автомобиле пользователи?

«Восьмерка», по большей части, имеет положительные отзывы владельцев. Отечественный компакт заслужил популярность благодаря интересному дизайну и высокой маневренности. Однако, кузов модели склонен к коррозии.

Существует один неприятный факт − первое время автомобиль выпускался с коробкой передач, у которой отсутствовал блокиратор включения заднего хода.

И, так как задняя передача находится рядом с первой передачей, то нередко при переключении со второй передачи на первую владельцы промахивались и включали реверсный ход, что в конечном итоге приводило к возникновению неисправностей в трансмиссии.

Весьма распространен среди автолюбителей тюнинг своими руками. Стоит отметить, что Lada 2108 имеет некоторый потенциал в данной области, чем и пользуются народные умельцы. Основные доработки касаются мотора. Повышения его мощностного потенциала и крутящего момента мастера добиваются путем установки облегченной шатунно-поршневой группы, иных распределительных валов, нового карбюратора. Пример тюнинга можно легко найти на просторах интернета, почитав статьи на соответствующие тему либо посмотрев видео.

Экстерьер

Первоначально автомобиль выпускался с так называемым «коротким» передним крылом, но это оказалось непрактично, так как пластмассовая накладка на передок быстро «отходила» от крыльев и деформировалась от воздействия солнца.

Начиная с 1991-го года был разработан новый дизайн передка, с крыльями и капотом увеличенной длины. Кроме этого изменилась фальшрадиаторная решетка, что придало автомобилю более современный облик

Краткий обзор советского автопрома в послевоенный период

Великая Отечественная Война нанесла сильный удар по экономике Советского Союза, ведь после тяжело доставшейся победы страна находилась на пороге голода, а промышленность работала на армию. К середине 50-х годов ситуация улучшилась, голод отступил, началось восстановление экономики, в том числе строительство новых автозаводов, ведь стране требовался транспорт. Сначала упор делали на грузовики, а легковые авто выпускали минимальными партиями, достаточными для покрытия нужд государственных структур.

К середине 60-х годов Совет министров и ЦК КПСС приняли решение о создании автозавода, продукция которого будет конкурентоспособной на мировом рынке, но собственного проекта легкового авто, соответствующего этим требованиям, не было. Поэтому СССР заключил договор с итальянской компанией Fiat, по которому она не только строила автозавод, но и помогала в разработке легковушки, основой которой стала популярная модель Fiat-124. Вместе с итальянцами русские (советские) конструкторы внесли сотни изменений в базовый автомобиль, чтобы адаптировать его к условиям СССР.

Так появилась легендарная «Копейка» (этим словом называли ВАЗ 2101), ставшая родоначальницей вазовской классики, то есть семейства «Жигули» (ВАЗ 2101–2107). Легковушки классической компоновки оснащали задним приводом, ведь он был гораздо проще в исполнении, а значит, дешевле. Но, с середины 70-х годов, когда инженерам и технологам удалось доработать схему передней подвески под названием «Стойка Макферсона» или «Качающаяся свеча», мировой автопром переключился на передний привод. К этому времени новые модели классической серии уже не могли конкурировать даже с бюджетными иномарками, ведь при сопоставимой цене показывали худшую управляемость.

Но в СССР не было конструкторской школы легковых переднеприводных машин, а старые наработки, с помощью которых создали легендарный внедорожник «Лада Нива», не годились для городского авто. Тем не менее, в 1979 году начались всесторонние испытания первого прототипа «Восьмерки», которая уже через 5 лет станет автомобилем мечты для жителей СССР.

ВАЗ 2108

Трансмиссия

Далее рассмотрим, какие были у ВАЗ-2108 технические характеристики трансмиссии. На этом авто использовались КПП трехвального типа (4-х или 5-ступенчатая) и с установленным в картере дифференциалом. Управление ею осуществлялось рычагом, установленным в салоне. Но поскольку и силовая установка, и КПП размещались поперечно, то переключение скоростей осуществлялось не напрямую (как у классических моделей), а посредством дистанционной тяги.Количество масла в коробке ВАЗ-2108 составляло: 4-ступенчатая версия – 3,0 литра, 5-скростная – 3,3 литра. Масло в КПП ВАЗ-2108 заливалось трансмиссионное. Сцепление было однодисковым, сухого типа и с тросовым приводом.

Коробка передачь на 2108 фото

Новая трансмиссия

Несмотря на установленный в картере дифференциал, размеры КПП ВАЗ-2108 были меньше, чем у классических версий.

Оба типа коробки передач ставились только на 1,3-литровю версию. Мотор с 1,1 литрами объема не комплектовался 5-ступенчатой КПП, а для всех 1,5-литровых модификаций не было предусмотрено 4-ступенчатой КПП.

Примечательно, что по характеристикам обе коробки идентичны, и разница сводится только к наличию/отсутствию 5-й скорости.

Передаточные числа КПП ВАЗ-2108 обеих версий до 5-й передачи — одинаковы, и все приведены они в таблице:

Передаточные числа КПП ВАЗ-2108
Скорость Значение
1-я 3,636
2-я 1,95
3-я 1,357
4-я 0,941
5-я 0,784
Задняя 3,53

Привод от коробки на ведущие колеса осуществлялся при помощи двух приводных валов, каждый из которых в своей конструкции имел по два шарнира равных угловых скоростей шарикового типа.

Далее – динамико-скоростная характеристика автомобиля ВАЗ-2108 с разным техническим оснащением. Естественно, самой слабой по этим данным является 1,1-литровая версия. Максимальный скоростной показатель у нее составляет всего 140 км/ч, а до «сотки» она ускоряется за 22 секунды. Среднее же потребление бензина у нее составляет 7,9 литра.

Скоростная характеристика ВАЗ-2108 с 1,3-литровым агрегатом и обеими версиями коробки имеет максимальный показатель в 148 км/ч, а 100 км/ч такая версия «берет» за 19 секунд. Но наличие 5-й скорости влияет на расход бензина. Версия с 4-ступенчатой коробкой в среднем потребляет 8,2 литра, а наличие дополнительной скорости позволило снизить этот показатель до 7,8 литра.

1,5-литровая версии «восьмерки» с разной системой питания и 5-скоростной коробки имеет практически идентичные показатели. Максимальная скорость этих модификаций составляет 156 км/ч, а вот динамические показатели и потребление топлива немного разняться. Карбюраторная версия ускоряется до 100 км/ч за 15 секунд, а инжекторная это делает на 0,5 секунды быстрее.

Что касается расхода, то 8,0 литра в среднем потребляет карбюратор, и 7,7 литра – инжектор.

Модификации

ВАЗ-2109, ВАЗ-21090

ВАЗ-2109 с двигателем 1,3 литра в раннем кузове

Базовая модель, которая выпускалась с 1987 по 1997 год, оснащалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра и мощностью 64 лошадиные силы.

ВАЗ-21091

ВАЗ-21091 с дефорсированным двигателем ВАЗ-21081 объемом 1,1 литр

Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем ВАЗ-21081, объемом 1,1 литр и мощностью 54 лошадиные силы. Выпускалась серийно с 1987 по 1997 год.

ВАЗ-21093

ВАЗ-21093 с карбюраторным двигателем объемом 1,5 литра

Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083, объемом 1,5 литра и мощностью 73,4 лошадиные силы. Серийно выпускалась с 1988 по 2006 год.

ВАЗ-21093i

ВАЗ-21093i с инжекторным, 1,5-литровым двигателем ВАЗ-2111-80

Модификация автомобиля с инжекторным двигателем ВАЗ-2111-80, объемом 1,5 литра. первый опытный образец появился в 1994, серийное производство было начато с ноября 1998 года.

ВАЗ 21093-22 (ВАЗ-2109 Baltic GL)

ВАЗ 21093-22 (ВАЗ-2109 BALTIC GL) Модификация для рынка Финляндии

Модификация ВАЗ-21093 изготовленная специально для Финского рынка. Отличается улучшенной отделкой салона, предустановленными "литыми" дисками и новой торпедо. На автомобиль устанавливался инжекторный двигатель объемом 1,5 литра. Выпускался с 1995 по 1998 год.

ВАЗ-210934

Полноприводный внедорожник ВАЗ-210934 с кузовом "Девятки" и рамой "Нивы"

Полноприводный внедорожник с кузовом ВАЗ-21093 поставленный на раму "Нивы", на которую уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздатка от той же модели ВАЗ-2121 "Нива".

ВАЗ 2109-90

Модификация автомобиля, которая оснащалась компактным двухсекционным роторно-поршневым двигателем Ванкеля объемом 654 см 3 .

ВАЗ-21096

Экспортная праворукая модификация ВАЗ-21096

Экспортная модификация ВАЗ-2109 для стран с левосторонним движением, рулевая колонка располагалась справа.

ВАЗ 21097

Экспортная модификация ВАЗ 21091 с правым рулем.

ВАЗ 21098

Еще одна экспортная модификация, но уже модели ВАЗ 21093 с правосторонним расположением рулевой колонки.

ВАЗ-2109 Carlota

Модификация ВАЗ-2109 Carlota

Автомобиль ВАЗ-2109 производимый с 1991 по 1996 год в Бельгии фирмой Scaldia-Volga. Стоимость одного такого автомобиля в 1991 году составляла 9100$.

ВАЗ-21099

ВАЗ-21099 - модификация "девятки" с кузовом типа седан.

Следующая самостоятельная модель автомобиля, которая является модификацией "девятки", получила название ВАЗ-21099. Этот автомобиль имел 4-дверный, 5-местный кузов типа седан и удлиненный на 200мм задний свес.

Рождение «Зубила»

Конструкция переднеприводного автомобиля сильно отличалась от заднеприводного, поэтому новой «Ладе» от «Жигулей» достался минимум деталей, все остальное нужно было разрабатывать с нуля. Ведь даже двигатель от классики не соответствовал новым требованиям, а как сделать его более современным, не знал никто, в СССР не было соответствующих конструкторских школ, поэтому пришлось снова обращаться к иностранным инженерам и технологам. Кроме того, требовалось максимально снизить вес пустого автомобиля, ведь чем он легче, тем меньше расходы на производство и ниже потребление топлива.

На этот раз выбор пал на UTS, являющуюся дочерним предприятием давнего партнера СССР, итальянской компании Fiat и немецкую компанию Porsche, которая во время войны создавала танки, а после ее окончания выпускала современные легковушки. Иностранные и советские проектировщики создали «Восьмерку» с нуля, ведь от классических «Жигулей» ей не досталось почти ничего. Но, для выпуска такой машины требовались узлы и агрегаты, которые заводы СССР не производили, из-за чего пришлось искать поставщиков за границей.

Для создания того, что в будущем получит название «ВАЗ 2108» были куплены лицензии на различные узлы и агрегаты, от реечного рулевого управления, до карбюратора и подвески. Это был вынужденный, но неизбежный шаг, ведь автомобиль с деталями от морально устаревших «Жигулей» не получил бы признания на мировом рынке, а именно такое признание было целью всего проекта. Поэтому выбор пал на те компании, которые в то время были лидерами своей отрасли.

Интерьер

С начала выпуска автомобиль комплектовался «низкой» панелью приборов.

С 1991 года на ВАЗ-2108 начали устанавливать «высокую» панель приборов, которая отличалась наличием тахометра и отсутствием вольтметра, а также измененной эргономикой.

Двигатель и коробка передач

На автомобиле установлен четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный или инжекторный двигатель объемом цилиндров 1100 см3, 1300 см3, или 1500 см3, (в зависимости от модификации) с рядным расположением цилиндров и с распределительным валом, размещенным на головке цилиндров. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат. Он установлен на автомобиле на трех эластичных опорах.

В зависимости от комплектации автомобиля устанавливается четырех- или пятиступенчатая коробка передач. Конструктивно коробка передач объединена с главной передачей и дифференциалом. Крутящий момент от коробки передач передается на ведущие колеса через привод передних колёс.

С чем связаны повреждения кузова «девятки»

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Бытует мнение, что советские автомобили оснащены «неубиваемым» кузовом. Стопроцентно утверждать это нельзя, но и опровергать такое заявление тоже неправильно. Действительно, кузов Ваз 2109, схема которого представлена в статье, сделан на славу, но со временем любому качеству придет конец.

В ремонте нуждаются практически все кузова автомобилей старше 5-7 лет. И ничего удивительного в этом нет. Условия жизни последних лет, огромное количество вредных веществ, общее ухудшение экологии – все это не может сказываться положительно. Немало вреда приносят и непростые, чуть ли не экстремальные современные условия эксплуатации.

В итоге состояние металлической поверхности приходит в плачевный вид, ДВС и детали отправляют на разборку, а вместо изношенного, но близкого сердцу автомобиля, занимает место новый автокар. Всего этого можно избежать, если знать особенности схемы кузова, разбираться в тонкостях и своевременно проводить профилактические работы.

Подвеска

В восьмерке установлены передние стойки McPherson, которые очень хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации. К тому же стойки этой фирмы имеют доступную для автомобилистов стоимость. В автомобиле независимая передняя подвеска, имеющая нижние поперечные рычаги и устройство стабилизирующее поперечную устойчивость. Задняя часть ходовой укомплектована торсионной балкой на амортизаторах и цилиндрических пружинах. Величина клиренса автомобиля 16 см.

ВАЗ 2108 салон

В целом впечатления автомобилистов от данного автомобиля остаются в большинстве своем положительные. Все в один голос утверждают, что при бережной эксплуатации данного транспортного средства «убить» его практически невозможно. Машинка отлично ведет себя на российских дорогах в любое время года и заводится даже при сильно минусовых температурах. Наверно именно по этой причине и сегодня ВАЗ 2108, спустя 30 лет, пользуется спросом среди автомобилистов.

ВАЗ-21080 и другие модификации двигателя

С января 1984 концерном освоен выпуск модели ВАЗ 21080, которая оснащалась одноименным двигателем ВАЗ-21080. Принципиального отличия от базовой модели он не имел, так же оставался верхнеклапанным, с верхним расположением распредвала. Обладал повышенной требовательностью к качеству бензина. Технические характеристики сведены в таблицу 2. Дополнительно с 1991 года устанавливался на рестайлинговую версию модели ВАЗ 2108.

Тип двигателя L4
Объем, см³ 1300
Мощность, л. с 63
Крутящий момент, Нм 95
Количество клапанов на цилиндр 2
Система питания топливом карбюратор
Топливо бензин АИ-95
Расположение поперечное

ВАЗ-21081 является дефорсированной версией с объемом 1,1 л. Обладал мощностью 54 л. с и крутящим моментом 79 Нм. Уменьшение рабочего объема достигнуто снижением хода поршня до 60,6 мм. Производился для экспортных машин.

ВАЗ-21083 стал самым надежным и распространенным мотором. Увеличены диаметр цилиндра (82 мм) и крутящий момент (100 Нм). Инжекторный, но были и карбюраторные версии.

Экспериментально разрабатывались 16-клапанные ДВС объемом 1,6 и 1,5 литра. Впоследствии они стали использоваться на более современных моделях ВАЗовских автомобилей.

Особенности устройства

Балка задней подвески состоит из двух продольных рычагов 13 () и соединителя 12, которые сварены между собой через усилители.

В задней части к рычагам подвески приварены кронштейны 14 с проушинами для крепления амортизаторов, а также фланцы 15, к которым крепятся болтами оси задних колес вместе со щитами тормозных механизмов колес. Спереди рычаги подвески имеют приварные втулки 16, в которые запрессованы резинометаллические шарниры 1. Через шарниры проходят болты, соединяющие рычаги подвески со штампованно-сварными кронштейнами 3 (), которые крепятся к лонжеронам кузова приварными болтами.

Пружины 11 (см. ) подвески опираются одним концом на чашку амортизатора 9, другим, через изолирующую резиновую прокладку 10 в опору, приваренную к внутренней арке кузова.

Амортизатор задней подвески гидравлический, телескопический, двухстороннего действия. Он крепится болтом 9 () к кронштейну продольного рычага подвески. Верхнее крепление амортизатора штыревое: шток крепится к верхней опоре 5 пружины подвески через резиновые подушки и опорную шайбу 3.

Детали амортизатора показаны на .

В ступице 13 (см. ) установлен двухрядный радиально-упорный подшипник 12, подобный подшипнику ступицы переднего колеса, но меньшей размерности. В отличие от ступицы переднего колеса, где внутреннее кольцо подшипника устанавливается на ступицу с гарантированным натягом, подшипник 12 на оси 14 имеет переходную посадку.

Почему «Восьмерка» выглядит именно так

С момента появления «ВАЗ-2108» не утихают споры о том, с какой модели взяли его внешность, ведь машина «Восьмерка» выглядит похожей на такие популярные модели-современники, как:

  • Volkswagen Golf II.
  • Fiat Ritmo.
  • Opel Cadett.
  • Ford Escort.
  • Renault 14.

Fiat Ritmo

Причина такой схожести заключается в особенностях кузова типа «хэтчбек», который отличается:

  • сильно скошенной задней частью;
  • единым пространством, то есть багажник отделен от салона только сиденьем и декоративной полочкой;
  • слегка скошенной передней частью.

Советские дизайнеры взяли идею кузова «хэтчбек», а также интересные, технологически подходящие элементы салона, затем создали образ машины, за которой через несколько лет закрепится прозвище «Зубило». Ведь внешне «Восьмерка» действительно напоминает зубило – заостренный нос, мощная середина и скошенная от ударов молотка пятка. К тому же, трехдверный хэтчбек к этому времени уже не был чем-то новым, этот тип кузова использовали многие производители. Поэтому вопреки слухам, внешний вид «ВАЗ-2108» не был куплен или украден у других моделей, это была отечественная разработка, адаптация лучших мировых решений.

Конструкция и технические характеристики

«Восьмерка» оснащена цельнометаллическим несущим кузовом без рамы, оснащенным усилителями и ребрами жесткости. Передняя подвеска типа «Макферсон», задняя полунезависимая, с упругой балкой. Такая комбинация обеспечивает невысокую стоимость производства и высокое качество руления, а также хорошую устойчивость на любых дорогах. Привод на передние колеса также увеличивает устойчивость и, в какой-то мере повышает управляемость на всех типах дорожного покрытия.

Рулевое управление реечное, без усилителей, благодаря удачно подобранному передаточному числу соблюден баланс между усилием, которое необходимо приложить для поворота колеса и обратной связью, то есть передаче усилия от колес на руль. Зажигание бесконтактное, транзисторное, причем первые годы русские (советские) блоки коммутаторы вызывали много нареканий из-за ненадежных элементов базы, часто выходил из строя силовой транзистор.

Передние тормоза дисковые, задние барабанные. Отказ от передних барабанных тормозов повысил управляемость «Восьмерки», сделав ее более безопасной. Мотор изначально карбюраторный, рабочий объем 1,1–1,5 л и мощностью 54–70 л с, причем модели с двигателем ВАЗ 21081 объемом 1,1 л шли в основном на экспорт в страны, где размер транспортного налога напрямую зависел от объема и мощности силового агрегата.

Двигатель ВАЗ 2108 объемом 1,3 л из-за недостаточной мощности быстро уступил пальму первенства силовому агрегату 21083 объемом 1,5 л и мощностью 70 л с. Этот мотор устанавливали до перехода на инжекторные двигатели, то есть до середины 90-х годов ХХ века. При этом любой силовой агрегат устанавливали поперечно, что отличало «Зубило» от любой классической машины, в которой мотор стоял продольно.

Восьмерка

Все двигатели этого семейства устроены одинаково, поэтому отличаются только диаметром и ходом поршня. Распределительный вал установлен сверху, привод ГРМ ременный, вместо архаичных коромысел установлены цилиндрические толкатели клапанов с регулировочными шайбами. Такая конструкция сохранилась до сих пор и перешла на все двигатели, которые производит АвтоВАЗ. Исключение составляет лишь один из моторов, полученных от концерна Renault, ставшего владельцем российского автогиганта.

Вот основные технические характеристики «Восьмерки»:

кузов трехдверный, типа «хэтчбек»;

  • вес пустого/снаряженного автомобиля 915/940 кг;
  • длина 4004 мм;
  • ширина кузова 1650 мм;
  • клиренс 160 мм;
  • грузоподъемность 425 кг.

На момент своего появления (1984 год) такие характеристики были вполне на уровне бюджетных иномарок.

«Лада», «Спутник» или «Самара»

Автомобили классической серии для внутреннего рынка выпускали под названием «Жигули», а для нового автомобиля требовалось новое, громкое и современное имя. При этом все легковушки, которые шли на экспорт, шли под брендом Lada. Работники и руководство завода предлагали разные варианты, в том числе «Спутник». Однако, выбор названия был вопросом политическим, поэтому решение по нему принимали на самом высоком уровне. В итоге утвердили названия «Лада Спутник» для внутреннего и Lada Samara («Лада Самара)» для внешнего рынков.

Однако в народе оба названия не прижились, в отличие от классической серии, полное название которой трансформировалось в «Жучку» и «Жигулячку», а каждую модель называли в зависимости от номера, «Копейкой», «Двойкой», «Семеркой». Но самой популярной оказалась 2106, которую называли «Шестерка» и «Шоха».

Такая же история произошла с ВАЗ 2108. Название «Лада Спутник» так и не вошло в разговорную речь, а «Лада Самара» быстро уступила место «Восьмерке» и «Зубилу». Эти названия были знакомы даже тем, у кого не было подобных автомобилей, а вот «Лада Спутник», да и «Лада Самара» вызывали удивление и непонимание до появления следующих поколений легендарной «Восьмерки», то есть «Десятой» и «Тринадцатой» серий.

Дальнейшее развитие

Уже к началу производства «Восьмерка» оказалась морально устаревшей и отставшей на 10 лет от перспективных моделей того же класса, а денег в бюджете на проведение полноценной переделки не было. А уже в следующем году началась печально известная «Перестройка» и финансовая ситуация в стране становилась только хуже. Вместе с ухудшением экономической ситуации в СССР падали продажи «Восьмерки» на внутреннем и внешнем рынках, поэтому в начале 90-х годов был проведен первый рестайлинг.

В середине 90-х годов тогда уже АвтоВАЗ (так назвали ВАЗ после превращения в акционерное общество) прекратил выпуск «Восьмерок» с карбюраторным мотором и начал оснащать их инжекторными двигателями. Новые моторы почти не отличались от старых, разница была только в системах подготовки топливовоздушной смеси и зажигания.

Снятие с производства и наследие

В 2004 году морально устаревшую «Восьмерку», как и все семейство «Самара-1» сняли с производства, а их место заняли более современные 2110–2115. Так закончилась история легендарного автомобиля, оставившего после себя великое наследие и обретшего множество поклонников и противников. Для своего времени «Зубило» было очень достойным, но мировой автопром двигался вперед, создавая все более удобные и технологичные легковушки. Но мало какая модель может похвастать такой же известностью и популярностью в своей стране.

Наследием «Восьмерки» стало появление новых семейств, вплоть до современных «Лада Гранта» и «Лада Веста», которые сохранили общую концепцию «Зубила», но стали заметно комфортней и технологичней. Поэтому даже сейчас машина «Восьмерка» выглядит узнаваемо и вызывает у одних ностальгию и радость, а у других раздражение и ненависть, ведь склонность к поломкам ее неотъемлемая черта.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий