Закис датчик абс как снять

Замена датчика АБС

Датчик АБС

Антиблокировочная система (АБС) предотвращает блокировку колёс при торможении, устраняя опасность потери управления транспортным средством и сохраняя его устойчивость при движении. За счёт своей приемлемой стоимости это оборудование массово устанавливается на современной автомобильной технике. Важную роль в работе системы играют сенсорные датчики, которые монтируются на ступицах и фиксируют скорость вращения колёс.

Замена датчика АБС: виды, типы, принципы работы и причины поломки

ТорможениеКак устроен датчик АБС? Устройство и принцип работы системы ABS и 4 самые частые её поломки

Безопасность перемещения автомобиля заключается в полном над ним контроле, при любых условиях. Пока колеса вращаются на протяжении тормозного пути, водитель своими руками направляет автомобиль в нужном направлении. Если машина не успевает остановиться до препятствия, его можно объехать. Но современные тормоза настолько мощные, что колеса блокируются при мало-мальски скользком покрытии, а порой и на сухом асфальте. В Москве разрешенная скорость на МКАД до 110 км/ч. При таких условиях даже самая продвинутая покрышка заскользит при торможении.

Что делать автопроизводителям? Снижать тормозное усилие? Это недопустимо.

В 70-е годы прошлого века было найдено решение: антиблокировочная система (АБС).

Технология позволяет сохранить управляемость автомобиля в процессе торможения. Колеса не блокируются, следовательно, машина послушно следует за рулевым управлением.

Торможение

Назначение датчика АБС и принцип работы

Датчик АБС представляет собой один из трёх основных компонентов системы, в которую также входит модуль управления и гидравлический блок. Устройство определяет момент блокировки колеса по частоте его вращения. При наступлении этого нежелательного события электронный модуль управления получает сигнал датчика и формирует воздействие на гидравлический блок, установленный в магистрали сразу за главным тормозным цилиндром.

Датчик АБС

Датчик АБС с проводом и разъёмом

Блок понижает или даже прекращает подачу тормозной жидкости к цилиндру заблокированного колеса. Если этого окажется недостаточно, электромагнитный клапан направит жидкость в отводную магистраль, сбрасывая давление уже в главном тормозном цилиндре. По восстановлении вращения колеса модуль управления снимает воздействие с клапанов, после чего давление гидравлической магистрали передаётся на колёсные тормозные цилиндры.

Схема устройства системы АБС

Датчиком АБС оборудовано каждое колесо автомобиля

Какие системы установки датчика ABS бывают

Расположение и количество контроллеров зависит от марки авто. Все классы легковых автомобилей оснащаются одной из двух систем АBS:

  • Два датчика расположены на диагональных переднем и заднем колесе. Система снимает блокировку при торможении по осям.
  • На каждом колесе. АBS контролирует каждое колесо отдельно и предотвращает блокировку в соответствии с дорожными условиями.

Схема активного датчика скорости

Выяснить, сколько отслеживающих элементов установлено на конкретном авто можно сверившись по техдокументации. В большинстве случаев на заднюю ось датчик вкручивается в тормозной суппорт с внутренней стороны, для передней оси элемент устанавливается в поворотный кулак. Не всегда водители могут увидеть деталь даже после демонтажа колеса, необходимо устанавить машину на яму, эстакаду, обеспечить хорошее освещение.

Принцип работы антиблокировочной системы

На ступице каждого колеса устанавливаются специальные датчики АБС. Они регистрируют скорость вращения, и подают сигналы в блок управления. С точки зрения геометрии, колеса должны крутиться с одной скоростью при прямолинейном движении, а при повороте, внутренние ступицы замедляются. Поправка на разницу при поворотах внесена в алгоритм работы контроллера датчиков АБС.

Система может определить, какой датчик показывает заниженную скорость, или сигнализирует о блокировке колеса. Далее включается исполнительная часть механизма.

Устройство типового 4 канального блока АБС показано на иллюстрации:

Схема 1

  • От каждого колеса, в модуль управления АБС поступает сигнал о скорости вращения (цветные линии на схеме). Его формируют датчик АБС.
  • Главный тормозной цилиндр подает тормозную жидкость не прямо на суппорты колес, а в гидравлический модулятор.
  • На выходе из модулятора установлены клапана, управляемые модулем управления. Их 4, по количеству колес автомобиля.
  • При поступлении сигнала от датчика, о блокировке колеса в процессе торможения, на него кратковременно перестает поступать тормозная жидкость. Колесо разблокируется, процесс торможения возобновляется.

То есть, ключевым устройством является датчик АБС, поэтому если не работает система, проверка начинается именно с него.

Как устроен датчик АБС? Устройство и принцип работы системы ABS и 4 самые частые её поломки

Измерение частоты вращения

Принцип измерения частоты изображен на рисунке. Напряжение V с выхода сенсорного элемента датчика изменяется в зависимости от положения зубца ферромагнитной шестерни. В схеме обработки выходного сигнала напряжения с компаратором на выходе компаратора будут получены прямоугольные импульсы напряжения или тока частотой, пропорциональной числу зубьев шестерни.

ABS Анизотропный магниторезистивный датчик (AMR)

Датчики частоты вращения применяются в автоэлектронике (АБС, КПП, скорость автомобиля).

Признаки неисправности устройства

Несмотря на то, что представленное устройство, как правило, рассчитано на бесперебойную работу в течение длительной эксплуатации, в процессе их функционирования могут возникнуть разного рода сбои и неполадки.

Для визуального отслеживания работы системы служит аварийная лампа на щитке приборов автомобиля. Именно он в первую очередь указывает на разного рода нарушения системы, вызванные целым рядом факторов.

Поводом для беспокойства в данном случае может стать то, что контрольная лампа не гаснет длительное время после того как ключ повернут в положение КЗ, или же отсутствует оповещение в процессе движения.

Проблемы, которые послужили причиной подобного поведения датчика могут быть самыми разнообразными.

Рассмотрим ряд признаков, которые в дальнейшем помогут выявить причину сбоя того или иного узла системы:

  • лампочка АБС на панели приборов горит длительное время или не гаснет вовсе;
  • чрезмерное усилие при нажатии на педаль тормоза;
  • педаль тормоза перестаёт откликаться на её нажатие;
  • блокирование колёс при резком нажатии на педаль тормоза.

Системы АБС более ранних версий, как правило, не оснащались специализированной индикацией работы системы. В данном случае её роль выполняла контрольная лампа проверки двигателя.

Активный

Вместе с магниторезистивными датчиками применяют импульсные кольца с постоянными магнитами. Кольцо закреплено на ступице. Датчик представляет собой полупроводник, на который подается постоянное напряжение. Когда датчик проходит через магнитное поле, на полупроводнике меняется сопротивление.

датчиков колес

Эти сенсоры самые точные, но и конструкция сложнее, отсюда и их недолговечность. Замена датчика ABS связана с определенными трудностями.

Как менять

Согласно схеме АБС, сенсорными датчиками оборудованы все колёса автомобиля. Особенность их замены состоит в том, что элементы, установленные на передней оси машины, демонтируются с днища кузова или из-под капота авто. К задним датчикам можно подобраться только снизу. Данная инструкция описывает общие принципы замены устройства. Отметим, что такой способ применим ко многим автомобилям иностранного и отечественного производства.

Инструменты

Чтобы поменять датчик, потребуются:

  • надёжный домкрат;
  • баллонный ключ;
  • набор рожковых и торцевых ключей;
  • молоток;
  • плоская отвёртка;
  • кондиционер для металла WD–40;
  • тестер (мультиметр).

Поэтапная замена

Пошаговое выполнение работ будем рассматривать на примере замены устройства, установленного на одном из задних колёс автомобиля.

  1. Поставим машину на ровном участке поверхности, активируем стояночный тормоз (ручник). Подложим под колёса, не задействованные в ремонтных работах, противооткатные упоры. Снимем минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
  2. Демонтируем задний ряд кресел, пластиковую отделку порога и резиновый уплотнитель двери.
  3. Доберёмся до разъёма датчика — отогнём фиксаторы и оттянем пластиковую отделку в районе крепления амортизатора. Отсоединим устройство.

Место подключения заднего датчика АБС к электроцепи системы

Вид из салона: 1 — разъём; 2 — фиксатор; 3 — накладка; 4 — провод датчика

Подготовка автомобиля к замене датчика АБС

Колесо нужно снимать, установив под днище машины страховочные опоры

Место крепления датчика АБС

Вид задней части ступицы: 1 — кронштейн; 2 — крепежный болт

Арка под колесом автомобиля

Вид на арку: 1 и 2 — точки фиксации провода датчика; 3 — заглушка

Внимание! Перед монтажом элементов обшивки включаем зажигание и запускаем двигатель авто. Только убедившись, что контрольная лампа-индикатор АБС ведёт себя корректно (гаснет через 3–5 секунд после старта), продолжаем работу.

В качестве наглядного пособия, помогающего заменить устройство, предлагаем следующий видеоролик.

Видео: Как поменять датчик ABS на Рено Логан

Как проверить датчик АБС мультиметром

Подготовка перед диагностикой

Что бы упростить себе процесс диагностики, следует немного подготовиться. Для начала необходимо установить авто на противооткаты, да бы исключить самопроизвольное качение. Следом поднимите одну из сторон домкратом и отвинтите колесо. Очистите провода идущие к датчику от грязи,и проверьте их на целостность.

Снятие датчика

Сняв фишку с датчика, подключитесь к ней прибором и промеряйте его сопротивление. При активном прокручивании ступицы показания должны быть в пределах от 0.8 до 1.4кОм. Следует понимать что это в общем, у каждого автомобиля будет свое значение, которое лучше найти в мануале. Проведите такую проверку со всеми колесами по кругу.
Если же ваш прибор показывает значение бесконечности ли Ноль, скорее всего деталь неисправна. Следует заменить ее новой.
Более подробно, процесс диагностики можно увидеть в видео ниже.

Принцип работы сенсора вращения колеса

Такое устройство, как датчик АБС, не может иметь примитивную единую конструкцию. Существует как минимум четыре вида исполнения:

  • Пассивные датчики применяются на недорогих автомобилях, на которых установлена только система АБС.

Схема 2

Катушка с магнитным сердечником создает постоянное магнитное поле. Когда мимо сердечника проходит металлический предмет, поле меняется, и вырабатывается электроток. В качестве металлического предмета выступают зубья колеса. Преимущество такого датчика — низкая стоимость и высокая надежность. Кроме того, на работоспособность не влияют внешние магнитные поля. Питание не требуется, корпус прочный, не подвержен механическому воздействию. Замена такого датчика АБС может не потребоваться в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Активные датчики (подразумевают обязательное наличие электропитания)

Схема 3

В момент прохождения мимо его зубца шестерни, вырабатывается электрический импульс. Он регистрируется модулем управления АБС. Такие датчики относительно надежны, но могут выйти из строя по причине наличия электросхемы. Характеризуются высокой точностью, работают практически в любом диапазоне скоростей.

Схема 4

Обеспечивается высокая точность, датчик компактный, может находиться в любом узле ступицы колеса. Устанавливается в автомобилях, в которых помимо антиблокировочной системы, применяется противозаносная и помощи спуска с горы.

Схема 5

При этом обеспечивается высокая точность и надежность срабатывания. Ремонт такого датчика невозможен, по причине высокой сложности исполнения. Стоимость также большая: на безопасность приходится платить.

Несмотря на различие в конструкции, у всех моделей есть общая черта: они располагаются в ступицах колес. Проверка датчика начинается с поиска места установки. Найти его нетрудно: к ступице идет всего один провод: он подключен к разъему искомого устройства.

Где находится

замена датчиков колесЭффект Холлаабс замена датчиков колес

Как снять на передних колесах

Добраться к датчикам АБС на передних колесах намного проще, поскольку детали вмонтированы в поворотные кулаки колес. Порядок демонтажа по шагам:

  • Демонтируем колесо.
  • Отдаем болт крепления кронштейна АБС на поворотном кулаке, снимаем отслеживающую деталь с посадочного места.
  • Для диагностики проводки и проверки работоспособности детали освобождают крепежи провода, снимают штекер разъема.

О работе Системы АБС и Самого Датчика от участников форума

    Re: Принцип работы датчиков ABS?

Досконально не знаю именно сам принцип работы датчиков ABS, но понимаю, что эта система сделана для того, чтобы скомпенсировать нагрузки по торможению в зависимости от покрытия дороги. Другими словами – ты будешь тормозить юзом, когда находишься одной стороной на сухом асфальте, а другой стороной на льду – ABS скомпенсирует давление в циллиндрах не дав тебе уйти в занос. Вот, а система, наредкость проста, если не касаться электронного блока управления АБС. Суть системы такова – датчики подают сигнал в ЦПУ (блок управления) от четырех колес о скорости вращения. Может произойти такое что один из датчиков АБС, или может и не один, сломался. В таком случае АБС выдает ошибку (если она на радость у тебя читается через разъем) и не работает. Приводит это к тому, что где-то на 15м-20м качке педали тормоза пропадают тормоза вообще, т.к. ЦПУ отключает насос в случае неисправностей. Принцип датчиков прост – есть круговой гребень на внутренней части колеса, есть датчик, который фиксирует частоту попаданий железной части гребня в зону и затем полую часть гребенки.

Некоторые нюансы

Замена датчиков, которые установлены на поворотных кулаках передних колёс, выполняется гораздо быстрее, так как доступ к этим деталям более удобен:

  1. Машина поднимается домкратом, нужное колесо снимается.
  2. Откручиваются болты, которые крепят датчик, и устройство извлекается из посадочного места.
  3. Освобождается крепление проводки и отсоединяется штекер разъёма.
  4. Монтаж нового датчика выполняется в обратной последовательности.

Внимание! Монтируя новый датчик, необходимо следить за тем, чтобы на место его посадки не попадала грязь.

Перед заменой датчика следует исключить причины, способные вызвать его неправильную работу. Особое внимание нужно уделять специфическим проблемным местам, имеющимся у каждой модели авто. К примеру, все машины марки FORD, выпущенные до 2005 года, страдают от перебоев в работе электрооборудования, которые происходят в результате частых коротких замыканий, а болевой точкой системы АБС этих автомобилей считается качество изоляции проводки. В этом случае можно будет выполнить ремонт датчика вместо его полной замены.

Как устранить обнаруженные неисправности

Как только диагностические меры увенчались успехом, и проблема найдена, возникает необходимость устранения неисправного элемента системы. Если дело касается датчика АБС или импульсного кольца, говорить о восстановлении их работоспособности не приходится.

В данном случае они как правило подлежат замене. Исключением может стать тот случай, когда рабочая поверхность датчика попросту загрязнилась в ходе длительной эксплуатации. Для этого будет достаточно очистить его от окислов и частиц грязи. В качестве чистящих средств желательно воспользоваться обычным мыльным раствором. Использование химических препаратов крайне нежелательно.

Если причиной сбоя явился блок управления, его реанимация в ряде случаев может вызвать серьезные затруднения. Тем не менее, его всегда можно вскрыть и при визуальном осмотре оценить масштабы катастрофы. Демонтаж крышки необходимо производить аккуратно, во избежание повреждения рабочих элементов.

Нередко случается так, что в результате вибрации контакты одного из выводов попросту утратили жесткость. Чтобы вновь припаять их к плате не нужно иметь семь пядей во лбу. Для этого достаточно обзавестись хорошим импульсным паяльником или же паяльной станцией.

При проведении пайки, важно помнить, что керамический изолятор блока очень чувствителен к перегреву. Поэтому в данном случае нужно позаботиться о том, чтобы на него не оказывалось повышенного термического воздействия.

Проверка качества выполненных работ

После замены датчика проверяется его работоспособность. Для этого достаточно разогнаться до скорости 40 км/час на ровном безопасном участке дороги и выполнить резкое торможение. Если машина останавливается без уводов в сторону, на педаль передаётся вибрация и доносится специфический звук сработавших тормозных колодок — система АБС работает в штатном режиме.

Сегодня можно легко найти и купить любые датчики АБС — от дорогостоящих оригинальных устройств до аналоговых деталей по демократичной цене. Помните, что грамотный подбор элементов системы играет важную роль в её бесперебойной эксплуатации. Выбирая датчик, изучите инструкцию изготовителя и убедитесь, что он подходит к автомобилю, а этот обзор поможет заменить устройство самостоятельно.

Критерии выбора

Для того, чтобы не совершить ошибки при выборе рекомендуется:

  • искать нужные запчасти по VIN-коду;
  • определять совместимость по электронным каталогам с указанием марки автомобиля, кузова, года выпуска и типа двигателя;
  • прочитать код на корпусе старого сенсора для подбора аналогичного или ближайшего аналога по характеристикам;
  • обратить внимание на форму детали, которая может подходить только под конкретное колесо для левой или правой стороны установки или быть универсальной;
  • смотреть нужный прибор среди продукции проверенных надёжных производителей.

Причины поломок

  • Обрыв проводки от разъема датчика до контроллера системы АБС под капотом автомобиля.
  • Окисление контактной группы разъема.
  • Механическое повреждение зубчатого колеса в ступице автомобиля.
  • Износ подшипников ступичного узла (приводит к биению колеса, и постоянному изменению расстояния от зубчатого колеса до чувствительного элемента датчика).
  • Выход из строя непосредственно датчика: от механической поломки до проблем с электроникой.
  • Заниженное напряжение питания. Причиной может быть разряженный аккумулятор и выход из строя регулятора напряжения.

В 90% случаев, причинами поломки являются различные механические воздействия:

  • преодоление брода на автомобиле без подготовки;
  • движение по пересеченной местности, особенно в лесу с ветками на дороге;
  • неквалифицированный ремонт ступичного узла.

Кроме того, причиной выхода из строя датчиков может стать изменение штатной конструкции колес: лифт, модернизация подвески, замена штатных покрышек на больший (или меньший) диаметр. Вредит системе АБС и езда на колесах разного размера.

Некоторые поломки можно отремонтировать своими силами:

  • обрыв провода;
  • окисление контактов;
  • замена изношенных подшипников ступицы.

Устройство ABS

Датчики, которые фиксируют частоту вращения колеса, отправляют эти данные на управляющий блок. Затем блок обрабатывает полученную информацию и управляет работой исполнительного блока клапанов, который соединен с тормозной системой. При помощи магнитных клапанов регулируется давление жидкости в тормозных контурах.

В процессе снижения скорости данные обрабатываются электроникой, и работа системы корректируется по развитию ситуации на дороге и качеству дорожного покрытия.

абс замена датчиков

Современные автомобили укомплектованы наиболее эффективными четырехканальными системами ABS. Здесь датчики имеются около каждого колеса, и регулировка вращения может осуществляться для каждого колеса в отдельности. Это очень удобно на тяжелых дорогах, когда под каждым колесом может быть разное покрытие. Трехканальные системы состоят из трех датчиков, два из которых расположены на передних колесах, а один – на задней паре.

Более дешевая, самая простая, но не менее эффективная двухканальная система работает на базе двух датчиков. Один установлен возле переднего колеса, второй — возле заднего по диагонали. Система работает четко и слаженно. Проблемы с ней редко случаются, как говорят отзывы владельцев.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий