Плохо работает печка в машине

Почему в машине не греет печка (салонный отопитель)?

Добрый день. В сегодняшней записи я расскажу, почему в машине не греет печка (салонный отопитель). В статье рассмотрены все причины — от забитого фильтра, до проблем с двигателем, и приведен пошаговый алгоритм поиска неисправностей.
Очевидно, что микроклимат в салоне автомобиля поддерживается системой вентиляции. Соответственно для быстрого поиска неисправностей необходимо понимать ее устройство.

Почему печка дует холодным воздухом? 7 основных причин

Согласитесь, приятно после холодной улицы нырнуть в тёплый салон машины! Автомобиль с исправным отопителем всего за 20 минут превращает забортную температуру -25° в комфортные +25 градусов внутри. Но что делать, если из воздуховодов теплом еле дует, а то и вовсе веет прохладой? Не стоит мириться с этим и ездить в валенках и шапке-ушанке. Вот наиболее частые неисправности печки, их причины, способы их диагностики и ремонта.

Неисправность вентилятора

Одним лишь радиатором печки, без вентилятора, салон не натопишь: циркуляция воздуха необходима для его эффективного прогрева. Отказ вентилятора — неисправность редкая, зато легко диагностируемая, поэтому исключить её проще сразу. Достаточно выбрать максимальную интенсивность обдува и прислушаться: работающий на полной мощности вентилятор не услышать трудно. Да и из воздуховодов дуть должно ощутимо.

Почему печка дует холодным воздухом? 7 основных причин

Если в салоне повисла предательская тишина, то виновник отсутствия тепла очевиден. Чаще всего у вентилятора выходят из строя подшипник (анонсируя свою скорую кончину громким свистом) и щётки электромотора, но возможен и обрыв проводки. Реанимировать вентилятор печки сможет автоэлектрик.

Низкий уровень охлаждающей жидкости или воздушная пробка

Образование течи в местах соединения патрубков или на радиаторах печки или охлаждения приводит к снижению уровня охлаждающей жидкости. Ухудшается циркуляция в системе, включая радиатор отопителя, что замедляет его нагревание. Подобная проблема может быть вызвана образованием воздушной пробки, образование которой возможно при доливке или замене антифриза. Поскольку не нагревается радиатор, то плохо греет печка в машине, поскольку отопитель не отдает достаточно тепла.

Антифриз в расширительном бачке

Антифриз в расширительном бачке

Решение проблемы заключается в проверке уровня охлаждающей жидкости и его восстановлению при необходимости. Исключаются течи путем осмотра патрубков и точек их подключения к блокам, при наличии протекания необходимо восстановить целостность блоков. Для этого подойдет герметик. При невозможности восстановления поврежденный блок следует заменить.

Течь антифриза

Течь антифриза

Устранить воздушные пробки можно таким образом:

  • Загоняем автомобиль на эстакаду или подымаем любым другим способом переднюю часть авто.
  • Откручиваем пробку расширительного бачка и радиатора если она предусмотрена моделью авто.
  • Заводим двигатель и ждем пока прогреется до рабочей температуры.
  • Поочередно по несколько раз сжимаем все толстые патрубки.

Часть антифриза может вылиться, что необходимо учитывать в плане безопасности. В дальнейшем необходимо долить жидкость до нормального уровня.

Как работает печка, характерные неполадки

Встречаются разные причины, приводящие к тому, что отопитель плохо функционирует, не дует теплым воздухом. Чаще всего это неисправности радиатора, но не исключены проблемы с иными элементами.

Чтобы найти первопричину, нужно понять, как работает печка:

  1. После запуска мотор начинает прогреваться, а вместе с ним и охлаждающая жидкость – антифриз.
  2. Разогретый антифриз поступает в радиатор печки, где происходит теплообмен, предполагающий нагрев воздушных масс, поступающих с улицы.
  3. Теплый воздух подается в салон по воздуховодам.

Пока двигатель не прогрелся, система не может обеспечить подачу теплых воздушных масс в салон.

Причины, по которым печка не работает, основные неисправности:

  1. Низкий уровень охлаждающей жидкости в системе. Это может быть связано с редким обслуживанием или утечками в результате повреждения элементов системы – прокладок, шлангов. Доливку антифриза, проверку узлов, замену поврежденных составляющих стоит проводить после остывания двигателя.
  2. Завоздушивание системы препятствует нормальной работе. Здесь нужно выпустить воздух, попавший извне.
  3. Загрязнение, возникшее из-за внутренней коррозии, также нарушает процесс циркуляции рабочего состава. Для устранения проблемы требуется промывка.
  4. Выход из строя термостата приводит к тому, что отопитель перестает нормально функционировать. Само устройство выполнено в виде клапана. Его работа зависит от температуры рабочей жидкости в системе. Когда двигатель только прогревается, клапан закрыт, а при достижении оптимальной температуры – открывается, и антифриз начинает двигаться по большому кругу. Иногда термостат заклинивает, он перестает открываться. Тогда печка работает, но не греет, возникает угроза перегрева мотора. Для устранения дефекта потребуется замена элемента.
  5. Неисправность вентилятора определяется тем, что печка перестает дуть. Полное отсутствие потока воздуха возникает, когда вентилятор сгорает, нарушается подача питания, возникает проблема с переключателем, реле. Не исключается и сильное загрязнение, повреждение проводки.
  6. Неполадки датчика температуры делают невозможной нормальную эксплуатацию системы отопления. Нужно проверить контроллер, подав на него напряжение 1,2 В.
  7. Проблемы с блоком управления приводят к нарушениям в работе отопителя, заслонок. В случае неисправности требуется замена.
  8. Выход из строя заслонок приводит к тому, что дует только холодный или горячий воздух, что также сказывается на уровне комфорта.

Как работает печка, характерные неполадки

Процесс устранения неисправностей зависит от устройства системы отопления на конкретном авто.

Обеспечивая своевременное обслуживание, очистку радиатора, легко предотвратить развитие многих неполадок.

Недостаток охлаждающей жидкости

Следующий пункт проверки — уровень охлаждающей жидкости в системе, ведь именно из неё отопитель берёт тепло; при заметном падении этого уровня печка дует холодным воздухом. Осмотра расширительного бачка под капотом недостаточно, в радиатор тоже придётся заглянуть. Разумеется, делать это можно только на заглушенном и полностью остывшем двигателе.

Почему печка дует холодным воздухом? 7 основных причин

Долейте охлаждающую жидкость при необходимости. Если недостача оказалась существенна (литр и больше), то печка наверняка заработает как надо, но ненадолго: самое время заняться поиском течи. Главные подозреваемые: радиатор и патрубки системы охлаждения, помпа, а также и сам отопитель в салоне, который вполне может устроить лужу антифриза в ногах у пассажира.

Засор салонного фильтра

Еще одна причина почему плохо греет печка заключается в загрязнении салонного фильтра. В большинстве моделей автомобилей он расположен в специальном фиксирующем боксе, расположенном за бардачком. По статистике 45% водителей игнорируют замену данного фильтра. Однако со временем в нем скапливается листья, мусор и просто пыль. Это приводит к тому, что в салон нормально не поступает воздух, интенсивность его потока снижается. Даже если радиатор нагревается хорошо, то в салон не будет поступать достаточное количество воздуха.

Забитый салонный фильтр

Забитый салонный фильтр

Устранить проблему можно проверив салонный фильтр. Если он грязный, то необходимо провести замену. Можно дополнительно прочистить воздуховод пылесосом или другим удобным способом. Для лучшего эффекта можно попытаться протянуть трубку до радиатора отопителя и продуть его компрессором.

Почему печка в машине плохо греет – причина в термостате

Каждый 5 случай почему стала плохо греть печка заключается в вышедшем из строя термостате. Установить подобную проблему можно проведя проверку термостата. Если его заклинило в открытом положении или возникли другие сложности, то деталь подлежит замене – ремонт детали невозможен.

Термостат

Термостат

При исправном термостате радиатор печки прогревается за 5-15 минут, после чего в салоне становится ощутимо теплее.

Неисправности в механизмах управления печкой

Частая проблема с плохо работающей печкой возникает из-за крана перекрытия подачи антифриза в радиатор. Он просто может заклинить в закрытом или полуоткрытом положении, из-за чего жидкость не будет доходить к радиатору.

В процессе обслуживания системы обогрева салона обязательно следует проверить работоспособность крана. Если же он заклинил, его можно попробовать разработать или же просто заменить.

Немного по механизму управления. При помощи рычагов или ползунков на панели посредством тросов осуществляется открытие и закрытие крана или заслонки, а также перенаправляются потоки воздуха. Так вот, если наконечник троса соскочит с крана или заслонки, то нарушается управление. Устранить все можно, просто установив наконечник обратно.

Видео: Плохо дует печка?

Грязный салонный фильтр

Забитый салонный фильтр сильно влияет на работу кондиционера летом, но может сказаться причиной, по которой не греет печка зимой. Хорошо, когда фильтр расположен в доступном месте (например, за пассажирским бардачком) и меняется регулярно. Но иногда он запрятан глубоко в недрах центральной консоли, и автовладелец даже не знает о его существовании. В результате вместо фильтра там образуется «грядка» из пыли, листьев и насекомых.

Регулярная замена салонного фильтра важна не только для отопителя, но и для здоровья людей, ведь пассажиры дышат воздухом, проходящим через него. Автопроизводители рекомендуют менять салонный фильтр каждые 10 000 км пробега. А если вы часто ездите по пыльным грунтовым дорогам, то интервал замены нужно сократить в два раза.

Почему печка дует холодным воздухом? 7 основных причин

Забитый радиатор печки

У печки, как и у двигателя, есть свой собственный радиатор, расположенный непосредственно внутри отопителя в кабине. Если салонного фильтра в машине не предусмотрено, то вся уличная грязь летит напрямую в отопитель, оседая на радиаторе. Скопившуюся пыль и листья, мешающие нормальной работе, придётся удалить вручную, частично разобрав корпус печки.

Радиатор печки может засориться не только снаружи, но и внутри. Так происходит из-за использования некачественной охлаждающей жидкости, смешивания антифриза с тосолом, а также из-за применения герметиков системы охлаждения не по инструкции. Прочистить радиатор внутри сложно: может помочь специальная промывка, но зачастую радиатор приходится снимать и менять на новый.

Положение крана и заслонок

Даже полностью исправная печка будет плохо греть, если кран или воздушные заслонки находятся в неверном положении. В старых машинах, где режимы работы отопителя меняются «ползунками» на центральной консоли, это происходит механически — тросами или тягами. Износ пластиковых деталей, растяжение пружин и тросов приводят к тому, что кран и заслонки не до конца открываются: на блоке управления может быть выбрана максимальная температура, а печка остаётся в режиме чуть тёплого воздуха, или дует не туда, куда нужно. В этом случае поможет ревизия управляющей механики климат-контроля и замена износившихся деталей.

Почему печка дует холодным воздухом? 7 основных причин

На более современных моделях режимы печки задаются вращением «барашков» или нажатием кнопок; положением крана и заслонок в этом случае заведуют сервоприводы. Они также не застрахованы от поломок, и время от времени могут «чудить», особенно на морозе. Многие электронные системы климат-контроля имеют режим самодиагностики, который подскажет, какой именно датчик или сервопривод требует замены. Сочетание клавиш для входа в диагностический режим можно найти в руководстве по обслуживанию машины.

Неисправности системы охлаждения

Проблемы с системой охлаждения двигателя нарушают его температурный режим, а «за компанию» может ухудшиться и работа печки. Поэтому при неадекватном поведении отопителя (если в салоне вдруг стало слишком жарко или слишком холодно) в первую очередь нужно взглянуть на температуру мотора: возможно, она далека от нормы.

Одна из распространённых поломок — заклинивший термостат. В зависимости от того, в каком положении он закис, антифриз будет циркулировать только по большому или по малому кругу системы: двигатель может либо перегреваться, либо наоборот, слишком долго оставаться холодным. В последнем случае печка будет работать плохо.

Изношенный водяной насос (помпа) тоже ухудшает эффективность всей системы охлаждения, включая печку. Некачественный антифриз со временем буквально «съедает» крыльчатку помпы, и жидкость плохо циркулирует по системе. Плохая работа печки на фоне перегрева двигателя — явный признак износа помпы и отсутствия циркуляции: горячий антифриз плохо отводится от мотора, а остывший остаётся в отопителе.

Почему печка дует холодным воздухом? 7 основных причин

Проблема с сервоприводом заслонки

Если вышеописанные проблемы исключены, а печка греет плохо, необходимо обратить внимание на сервопривод заслонки. Иногда при нормальном функционировании остальных блоков воздух просто не попадает. Связано это с тем, что сервопривод не перевел заслонку в нужное положение, из-за чего воздух просто не идет в салон.

Сервопривод заслонки печки

Сервопривод заслонки печки

Проблема может быть в приводе или в соскальзывании тросиков с заслонки. В любом случае придется проводить частичный разбор передней панели и проверять состояние деталей.

Профилактика

Профилактика неисправностей печки сводится, прежде всего, к поддержанию чистоты системы охлаждения. Антифриз нужно менять раз в два года, выбирая при этом только качественную жидкость, и ни в коем случае не смешивать с остатками «охлаждайки» другого типа (например, тосола). При замене антифриза стоит почистить систему охлаждения промывкой с дистиллированной водой, чтобы удалить все отложения, в том числе и внутри печки. Также важно следить за чистотой радиаторов и салонного фильтра.

Почему печка дует холодным воздухом? 7 основных причин

Полезный совет: проверьте работу печки загодя — в начале осени, чтобы не остаться с первыми морозами один на один, пытаясь спешно найти и устранить поломку.

Неполадки блока управления климатом

Иногда печка плохо греет по причине неполадок в блоке управления климатом. Это может быть связано с программным сбоем, соскакиванием тросика, механическим износом деталей.

Блок управления климатом

Блок управления климатом

Установить реальную причину можно только после диагностики и частичной разборки панелей с блоком управления. В большинстве случаев проблему удается решить небольшим ремонтом, выполнить который можно самостоятельно.

Нарушение герметичности корпуса или смещение радиатора

Почему печка в машине плохо греет иногда узнать сложно, иногда приходится проводить разбор торпедо. Возможно, проблема кроется в неправильной сборке корпуса печки или смещению радиатора. При нарушении герметичности корпуса воздух просто выходит из него, не попадая в салон. Сдвижение радиатора приводит к тому, что поток воздуха от вентилятора не попадает на него, соответственно – не нагревается достаточно.

Корпус печки

Корпус печки

Устранить проблему можно только разобрав торпедо, восстановив герметичность корпуса печки или надежно закрепив радиатор на своем месте. Иначе греть печка нормально не будет.

Пробило прокладку головки блока цилиндров

Самый худший вариант почему печка в машине плохо греет – пробой прокладки ГБЦ. Определить проблему можно по изменению выхлопа, он становится насыщенно белым, густым. Связано это с попаданием охлаждающей жидкости на цилиндры и ее испарением.

Пробитая прокладка ГБЦ

Пробитая прокладка ГБЦ

Единственный вариант восстановить работу печки – заменить прокладку ГБЦ. Откладывать на долго этот процесс не стоит, иначе возможны серьезные проблемы и с двигателем.

Когда плохо греет печка авто следует провести проверку термостата, помпы, уровня охлаждающей жидкости, салонного фильтра и прокладки ГБЦ. При их исправности возникает необходимость в разборе торпедо и проверке состояния корпуса печки и расположения радиатора отопителя. Также проверяется состояние сервопривода и управляющих элементов заслонки. Восстановить работу печки в большинстве случаев можно самостоятельно.

Пишите в комменты, кто с чем сталкивался и кого сейчас мучает эта проблема?

Оставайтесь с Cheko2.ru, впереди еще много интересного. Остались вопросы? Оставляйте их в комментариях и получите быстрый ответ.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий