Регулировка клапанов ваз 2109 цена

Причины регулировки клапанов на автомобилях ВАЗ 2109

Эксплуатация любого двигателя внутреннего сгорания связана с высокими температурами. Температурное расширение увеличивает или уменьшает зазоры клапанов относительно заводских. Это нарушает нормальную работу системы ГРМ.

Современные двигатели обычно оснащены гидрокомпенсаторами, которые «автоматически» устанавливают оптимальный для текущей температуры двигателя клапанный зазор. 8-клапанные моторы производства тольяттинского автозавода такого устройства не имеют, поэтому возможны проблемы.

1. При избыточном зазоре клапан во время движения стержнем сталкивается с кулачком распредвала. Возникает механическое воздействие, из-за которого скорость износа деталей многократно возрастает.

2. Недостаточный зазор приводит к появлению щели. Такая ситуация особенно опасна, так как проникновение раскаленных картерных газов в ГБЦ способно вызвать прогорание клапанов, разгерметизацию сальников и прочие неполадки, которые исправит только капитальный ремонт двигателя.

Признаки необходимости регулировать клапана

таблица для помощи в регулировке клапанов

Таблица для помощи в регулировке клапанов

Специфика автомобилей ВАЗ 2109 в сравнении с «классическим» семейством в том, что их двигателям свойственно уменьшение зазоров. Коварство этой проблемы в том, что она может не проявляться на слух. На «семерке» грохот ударов клапана о кулачок быстро подскажет, что машине пора на регулировку.

Основные признаки больших зазоров – неровная работа двигателя (на холодную или горячую, иногда постоянно), «чихание», детонация, неприятный запах под капотом, низкая компрессия. Эти признаки часто свидетельствуют о неправильной настройке карбюратора или зажигания. Когда их настройка не помогает, неопытный владелец «девятки» может списывать симптомы на горе-карбюраторщиков или российский автопром, хотя проблема под капотом.

Если не регулировать клапана на ВАЗ 2109, ремонта двигателя не избежать. Причем в запущенных случаях под замену может пойти буквально все, от колец и сальников до распредвала.

Инструмент для регулировки клапанов

Для выполнения работы своими руками можно приобрести набор специнструмента для регулировки (его стоимость – 400-500 рублей). В него входят распорка, толкатель и фиксатор пружины. Покупка набора упростит процесс регулировки. Если магазина под рукой или желания тратить деньги на удобства нет, можно обойтись обычной длинной шлицевой отверткой и пинцетом для замены шайб.

Также потребуется набор щупов (0,15 – 0,2 – 0,25 используются для впускных клапанов, а 0,3 – 0,35 – 0,4 для выпускных).

Регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2109 заключается в замене шайб одного размера другим. Шайбы – это кружки из металла толщиной 3,0 – 4,5 мм с шагом 0,02 – 0,05 мм. Продаются наборами или поштучно. Недостаток покупки поштучно в том, что заранее подобрать шайбы не получится. Размер можно подсчитать только после разбора ГБЦ.

Для чего регулируются клапана

Слишком маленький зазор между кулачками и толкателем клапана не позволяет ему полностью закрыть полость цилиндра — это снижает сжатие и может вызвать разрыв клапана. Зазор, превышающий номинальный, затрудняет заполнение полости цилиндра топливной смесью и выпуск выхлопных газов, что приводит к потере мощности двигателя.

Для правильной регулировки клапана замер и регулировку следует производить на холодном двигателе (температура ниже +20 градусов).

Подготовительные работы

Перед тем как приступить к работе по регулировке клапанов на Девятке своими руками, необходимо подготовить все необходимые инструменты. В то же время без:

  • набор гаечных ключей, отвертка и пинцет;
  • штык;
  • шайбы;
  • специальный инструмент для регулировки клапана;
  • прокладка клапанной крышки или герметик.

Автомобиль следует поставить на ручной тормоз. Чтобы можно было провернуть коленчатый вал, необходимо поднять одно из передних колес и включить шестерню (4, 3, предпочтительно 5).

  • Отсоедините все шланги от клапанной крышки. Снимите корпус воздухоочистителя, отсоедините тросы привода дроссельной заслонки от карбюратора. Для облегчения вращения коленчатого вала откручиваем заглушки.
  • Открутите 2 гайки, снимите крышку и очистите верхнюю часть ГБЦ от остатков масла.
  • Снимите переднюю крышку ремня ГРМ.
  • Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Для этого поверните выведенное колесо из зацепления, чтобы совместить метку на шкиве распределительного вала с меткой на задней крышке плоского ремня.

Проверьте правильность установки поршня в правильном положении через смотровое окно картера сцепления.

Подготовка к регулированию

Регулировка клапанов на ВАЗ-2109

Прежде чем начинать ремонтные работы, необходимо дать двигателю остыть. Температура для регулировки клапанов должна быть не боль 20 градусов.

Для работы вам потребуются такие инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • отвертка;
  • пинцет;
  • съемник;
  • измерительный щуп;
  • регулировочные шайбы;
  • прокладки для 8 клапанов.

Установите автомобиль на ручной тормоз, вывесите одно из передних колес с помощью домкрата – это даст возможность поворачивать коленвал, а затем включите 5-ю передачу.

После этого выполните последовательность действий:

  1. Патрубки отсоедините от крышки клапанов, демонтируйте воздухоочиститель. Затем разъедините тросы приводов заслонок от карбюратора.
  2. Открутите две гайки, снимите крышку и удалите остатки масла. Демонтируйте крышку ремня ГРМ.
  3. Поставьте поршень цилиндра № 1 в ВМТ такт сжатия.

Регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор 8 клапанов своими руками

Регулировка клапанов

Многие автовладельцы ВАЗ 2109 привыкли обращаться за помощью в автосервис, даже при такой довольно несложной операции, как регулировка тепловых зазоров клапанов. На самом же деле эта работа не так уж сложна и ее можно сделать своими руками. Для этого достаточно лишь иметь следующий набор инструментов и приспособлений, список которых приведен ниже:

  1. Ключ на 10 для снятия клапанной крышки и кожуха ремня ГРМ
  2. Домкрат
  3. Длинногубцы или пинцет
  4. Приспособление для регулировки клапанов ВАЗ 2108-09
  5. Плоская и крестовая отвертки
  6. Необходимые регулировочные шайбы
  7. Набор щупов

Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2109-21099

Внимание! Двигатель автомобиля должен быть холодным и его температура в момент проведения регулировки не должна быть выше 20 градусов.

Видео руководство по выполнению работы

Чтобы наглядно продемонстрировать порядок работы по выполнению регулировки тепловых зазоров, было решено записать специальный видео ролик, который все показывает детально.

Если из представленного выше руководства вам осталось что-то непонятным, то ниже все будет изложено в привычной всем форме.

Проведение техобслуживания

Итак, прежде чем приступать к выполнению этой операции, первоначально нужно снять клапанную крышку, а также кожух, под которым находится механизм ГРМ.

После этого необходимо выставить газораспределительный механизм по меткам. Для этого поддомкрачиваем переднюю правую часть автомобиля, чтобы рукой можно было прокручивать колесо для выставления меток фаз газораспределения.

регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор 8 клапанов своими руками

регулировка клапанов ваз 2109 карбюратор 8 клапанов своими руками

Затем крутим колесо до совмещения метки на звезде распредвала и риски на задней крышке ГРМ, как наглядно продемонстрировано на картинке ниже:

Взаимодействие деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108

Очень важно предварительно просмотреть требования к показателям работы двигателя. Значения его зазоров и прочих показателей взаимодействия деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108

На холодном двигателе устанавливаются значения конкретных зазоров, между толкателем и распределительным валом. Составляет показатель 0,20 миллиметров (допускается значение отклонения 0,05 миллиметров в разные стороны), что актуально для впускных клапанов. Для выпускных клапанов значение зазора устанавливается в пределах 0,35 миллиметра с тем же допуском. Здесь нужны конкретные комплекта щупов, которые могут померить зазоры в пределах 0,30-0,40 миллиметров.

В том случае, если в отверстие проходит максимальный щуп, значит, потребуется подобрать соответствующую шайбу несколько толще по размеру, после чего заменить ее.

В том же случае когда значение зазора будет меньше, клапан может запросто закрываться на предварительно прогретом двигателе. На деле это весьма опасно, ведь подобное значение может привести к тому, что клапан и седла прогорают. Следовательно, наблюдается резкая потеря давления, возникновение компрессии и падению уровня мощности.

В конечном счете, это обязательно приводит к тому, что необходимо будет выполнять полный ремонт ГБЦ, который будет слишком высокий по стоимости. Диагностировать это можно без проблем. Ведь в том случае, когда зазор будет увеличенным, отмечается соответствующий стук в двигателе.

Как говорят многочисленные мастера, это указывает на то, что имеется ситуация, с повышенным износом распределительного вала. На него оказываются лишние ударные нагрузки. Это уже само по себе не является приятным моментом

Именно в данном случае важно своевременно выполнить процесс регулировки зазоров в строго определенное время

Особенно актуальным будет такое решение в том случае, когда транспортное средство ездит на газу, тем самым устанавливается повышенный износ шайб. Следовательно, величина зазора будет постоянно меняться.

Установка нового седла

Седло клапана правильно устанавливать с азотом, все другие методы не такие надёжные. В нормальном состоянии при комнатной температуре дивметр седла больше диаметра отверстия в головке, поэтому после установки получается некоторый натяг. Чтобы засунуть седло, его надо уменьшить в размере, для этого и нужен азот.

Азот в жидком состоянии сохраняет очень низкую температуру. Охлаждаясь в азоте, клапан сжимается в диаметре, и охладившись может свободно залезть в посадочное отверстие головки. В то же время, чтобы увеличить посадочное отверстие в головке, головку можно нагреть, тогда отверстие расширится и зазор увеличится. Если нагреть головку, то тогда не надо так сильно охлаждать седло, достаточно будет просто положить в морозилку и разницы температур будет достаточно.

Устанавливать седло без предварительной термической обработки нельзя, не будет достигнут необходимый натяг и седло выпадет в процессе эксплуатации.

При установке нужно забить седло, чтобы оно стало на место, сильно бить не надо, достаточно лёгких ударов.

Начальный этап: открываем доступ к распредвалу

Надлежащие условия, при которых проводится регулировка клапанного узла, формируются после демонтажа крышки ГБЦ. Беспрепятственно снять верхний корпус головки блока цилиндров с прокладкой можно после проведения следующих процедур:

  • ослабить трос путем вращения двух гаек на «13» возле кронштейна и снять его, предварительно удалив возвратную пружину на пластиковом секторе привода заслонки;
  • отвернуть при помощи ключа «на 10» две гайки, фиксирующие кронштейн троса дроссельного узла, и снять его;
  • ослабить отверткой хомуты крепления и снять подводящий (расположен с лицевой стороны возле маслозаливной горловины) и два отводящих патрубка вентиляции картера (закреплены сзади клапанной крышки);
  • выкрутить две гайки крепления корпуса к головке блока цилиндров (используется ключ «на 10»);
  • демонтировать две резиновые заглушки, расположенные под уже снятыми в предыдущем переходе гайками.

В завершение этапа подготовки к регулировке зазоров клапанов мотора ВАЗ 2108 проводится операция по удалению крышки газораспределительного механизма, крепящейся тремя болтами «на 10». Также формируется набор необходимых принадлежностей:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий